Когда друг покидает тебя, переселяясь в надмирные чертоги, навсегда закрывая за собой дверь, погасив в глазах своих солнечный свет, осознание потери приходит только спустя время. У кого-то это происходит раньше, у кого-то позже, но ты вдруг в один момент начинаешь осознавать, что близкого человека нет и больше никогда не будет рядом с тобой, что здесь и сейчас так не хватает его улыбки, дружеского рукопожатия, доброго совета и вовремя подставленного надёжного плеча. Остаются книги и мысли, написанное и сказанное, бережно сохранённое в памяти, как свидетельство жизни твоего друга, как незатёртые следы его пребывания на бренной земле. Герои его произведений продолжают жить на печатных страницах рассказов и повестей, переходя иногда в главы романа, их судьбы неразрывно связаны с судьбой страны, а они сами являются олицетворением целой эпохи победителей и тружеников.
Пётр Николаевич Краснов – выдающийся русский прозаик – родился семьдесят пять лет назад в селе Ратчино Шарлыкского района Оренбургской области. Писателя такого масштаба, исконно нашего, оренбургского, никогда не было в степном краю. Со своими замечательными произведениями Пётр Николаевич встал в один ряд с самыми известными писателями России – Валентином Распутиным, Василием Беловым, Виктором Астафьевым. Он лауреат многочисленных литературных премий, среди которых такие престижные, знаковые, как «Ясная Поляна», Большая литературная премия России, имени И.А. Бунина, имени Александра Невского «России верные сыны», Всероссийская Пушкинская премия «Капитанская дочка», имени Д.Н. Мамина-Сибиряка, имени П.И. Рычкова, Южно-Уральская литературная премия, а также премии журналов «Москва», «Наш современник» и еженедельника «Литературная Россия». Кроме того, Пётр Краснов удостоен диплома ЮНЕСКО «За выдающийся вклад в мировую культуру». Он является одним из авторов первого тома «Шедевров русской литературы ХХ века». Литературовед Игорь Золотусский, подводя итоги работы жюри премии «Ясная Поляна», очень поэтично высказался о победившей повести Краснова «Высокие жаворонки»: «Его книга дохнула на меня, как степь весной. Читая такие произведения, чувствуешь, как на тебя кто-то смотрит с неба…» Известный критик Валентин Курбатов писал о том же произведении: «Отсюда потом он выйдет весь. И стиль его, и его мысль с их громоздкой толстовской и прустовской (если бы Пруст вместо призрачно-тонкого парижского света оказался в тесноте распадающейся русской деревни) подробностью, с изнуряющей пристальностью психологического рисунка. Пётр легко нарушит здесь все законы устоявшихся жанров, чтобы только побольше уберечь из уходящего мира… Может, после Платонова Краснов уже один так слышит нутро жизни, чрево её, кровную связь».
В чём же секрет мальчика из оренбургской глубинки, сумевшего подняться на пьедестал русской литературы? Я считаю, что в великом трудолюбии Петра Николаевича, в его жажде знаний, в высоком уровне самообразования и, главное, во всепоглощающей любви к чтению. В наших частых литературных поездках по России его верной спутницей всегда была «читалка» – электронная книга, на которую он скачивал гигантские объёмы произведений русских и зарубежных авторов. А дома его ждала на полках не меньших объёмов реальная библиотека. Пётр Краснов всю жизнь собирал книги, обладая тонким литературным чутьём, выбирал самое интересное и ценное в классической и современной литературе. Сейчас обширная библиотека П.Н. Краснова находится по его завещанию в Культурно-досуговом центре села Шарлык. Здесь открыта мемориальная комната выдающегося земляка, сохраняющая интерьер рабочего кабинета писателя.
Пётр Николаевич никогда не забывал малую родину – Шарлыкский район, по праву называющийся родиной героев. Десять Героев Советского Союза и России, а также три Героя Социалистического Труда родились на этой благословенной земле. Он не просто любил свой район, он гордился тем, что является его живой творческой частицей. Воспоминания детства, связанные с сельской жизнью, вошли в его литературные труды, стали откровением знаменитого писателя-деревенщика. В произведениях он тщательно выписывал простой быт и нелёгкую каждодневную работу крестьян, вовлекая читателя в её особенности и детали. Любовью к своему району он щедро делился и со мной, постоянно подчёркивая в беседах неповторимость и красоту природы родного края, открытость и доброту его людей. Даже холодец, по словам Краснова, был там особенный за счёт добавленного мелко нарезанного лука. А что тогда говорить о хлебе, родниковой воде, воздухе… Кстати, именно он настоял, чтобы один день в программе нашего традиционного Международного фестиваля содружества национальных литератур «Красная гора» был посвящён поездке в Шарлыкский район с обязательным посещением дома-музея поэта-героя Мусы Джалиля в Мустафино и Аллеи героев в Шарлыке. Наказ Петра Краснова мы выполняем неукоснительно – каждый год известные российские и зарубежные писатели и переводчики становятся на один день гостями шарлычан.
Каким человеком был Пётр Краснов? Уверен, что об известных писателях нужно говорить только в контексте написанных произведений, не трогая частную жизнь и не сея досужих домыслов. Пётр Николаевич, близкий мой друг, всегда поддерживал начинания, направленные на развитие литературы в регионе, делился со мной многими своими мыслями и творческими планами. Он принимал активное участие во Всероссийских семинарах молодых писателей «Мы выросли в России», был не раз руководителем секции «Проза» в Оренбурге и Бугуруслане.
К написанному отношение его было крайне серьёзным, ответственным, ни у кого из знакомых мне авторов я не видел подобного тщательного подхода к художественному слову. Он был строг к себе и людям. Развлекательное чтиво литературой категорически не считал, писанину ради баловства не приветствовал. Пётр Краснов был настоящим, именно так можно охарактеризовать его как человека. Он был истинным патриотом, горячо любящим Россию, всем сердцем переживающим со своим народом тяготы и испытания. Порой горячий в спорах, обладающий обострённым чувством справедливости, Пётр Николаевич никогда не считал личное мнение истиной. Но у него совершенно не было полутонов: он весь мир делил на чёрное и белое, на врагов и друзей. Имея философский склад ума, в каждом вопросе пытался дойти до сути с присущими ему любознательностью и пытливостью, отличался прямотой суждений, тем самым наживая себе недоброжелателей. Простота и сложность удивительно сочетались в нём, они не противоречили, а дополняли друг друга. Пётр Николаевич Краснов не боялся смерти, не считал короткое пребывание на белом свете конечным, говорил мне о том, что как здорово было бы узнать, что будет дальше после неё. Он верил, что все мы – микроскопические частицы Великого разума, правящего во Вселенной, и только достойные смогут влиться в него и жить дальше в иной форме, а подлецов и негодяев ждёт полная аннигиляция, стирание из мировой памяти.
Повести «Высокие жаворонки», «Колокольцы», трилогия «Свет ниоткуда», «Пой, скворушка, пой», «Звезда моя, вечерница», «Новомир» и роман «Заполье», сборники рассказов «Сашкино поле» и критических статей «Разговор за рабочим столом» стали наследием Петра Краснова, всю жизнь верно служившего литературе.
Почти три года прошло со дня кончины большого мастера слова. В областном Доме литераторов имени С.Т. Аксакова, в редакции журнала «Гостиный Дворъ», стоит большой фотографический портрет мэтра. Пётр Николаевич смотрит на нас с присущей ему ироничной улыбкой, и кажется, что откроется дверь, он подойдёт, пожмёт мне руку и скажет: «Привет! Пойдём покурим». Мы с ним сядем в беседке во дворике и будем долго, как в старые добрые времена, говорить о всякой всячине – о политике, новинках литературы, гениальных произведениях прошлого. Будут щебетать птицы и цвести посаженная его руками шолоховская сирень. Память о Петре Краснове жива.