Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 22 сентября 2023 г.
Литература Библиосфера

Мир глубины

22 сентября 2023

Сергей Дейнека. Возрастные ограничения (33+). – СПб.: Четыре, 2023. – 84 с.

Сергей Дейнека – поэт утончённый. Он остро чувствует всё связанное с хрупкостью человеческой жизни и с первого стихотворения этой книги затягивает сложными конструкциями образов, прихотливой строфикой и паузником, демонстрирует умение создать такой эмоциональный перепад, что читатель испытывает потрясение величайшей силы.

Безбрежна нежная печаль,

взлелеянная над камнями

тех мест, что нам безмерно жаль,

едва их, повзрослев, оставим.

Бессильна перемена мест –

везде есть мутные каналы,

деревья старые, вокзалы,

над ветхой колокольней крест,

дороги в язвах от дождей,

колёс и дворницкого лома,

но не чужие мы нигде,

и потому – мы всюду дома,

и ветки, даже в темноте,

не хлещут нас, во двор входящих,

и половицы не скрипят –

не разбудить бы спящих

воспоминаний. В их плену,

наверное, томиться вечно

нам суждено, грустить беспечно

и уповать на ту весну,

которая подсушит мех

на хрупких плечиках любимых

и дивной радости прорех,

где шарили нетерпеливо,

лишит, не утолив соблазн

тепла желаннейших изгибов.

И лишь благоговенья спазм

подскажет, сколь близка погибель.


Специально привожу его целиком. Здесь прямо видно, как вся выписанная красивая картина тяготеет к последним двум строкам. И эти две строки опрокидывают весь импрессионистский сон, в котором и мы, и автор существовали до этого. В этом тексте Дейнека приоткрывает нам многие свои корневые литературные качества. Тут и работа с эпитетами, и изысканность тона. А стилистика местами напоминает поэтов-лириков конца XIX века, которые часто работали с такой лексикой, как «благоговенье», «утолив», «безбрежно». Возможно, это происходит и неосознанно, да и не выглядит как подражание, но лишь подчёркивает интуитивную связь автора с общей линией развития русской поэтики.

Дейнека удачно сочетает повествовательность с исповедальностью. Это видно в каждом тексте. Он говорит о личном, о пережитом, но при этом не торопится излить все чувства сразу, что превращает исповедь, где часто на первом плане накал страстей, в динамичную историю, выстроенную по всем законам формы, с соразмерными частями.

Стихи Дейнеки насыщены метафорами, аллитерациями. Он синтезирует разные смыслы, играет с лексическими пластами – слова из совсем разных, далеко отстоящих друг от друга лексических страт в его поэзии органично соединены.

Я не свободен – я оторван

от восприятия любви

твоей. Работы прорва

мне укорачивает дни…


Любовь и работы прорва – классический конфликт «любовная лодка разбилась о быт» решается в интересном авторском ключе. Тут больше думаешь о лирическом герое, чем об авторе. Личная нота тут не так важна, сама ситуация первичней.

Дейнека, как мне представляется, верит, что иррациональность важна для поэта, но без образовательной базы, логики, опыта она мало чего стоит.

В его текстах слышен гул мировой культуры, в котором шарканье стариковских башмаков сливается с плеском воды и безмолвием времени.

Два старика сбивают башмаки

о розовые плиты древних piazza.

Пока туристы, ото сна зрачки

продрав, дивятся на palazzo

из кривобоких лодочек – гондол,

те мудрецы, познавшие изнанку

свободы и любви, в кафе за стол

садятся вспоминать Фонтанку –

им венецейская вода

не голубей любимой невской,

она присутствием имперским

соединила навсегда

покинутые города

с эпохой, шествующей дерзко.


Он часто использует отсылки и эпиграфы. Русская поэзия для него среда обитания, откуда он черпает живительные соки.

У автора есть та стыдливость,

которая побуждает всё личное

укрывать под объективными

внешними образами.

В.Я. Брюсов о Вяч. Иванове


Есть бесстыдство особого рода –

в воду лезть, не разведав брода,

сук пилить, на котором сидишь,

и не прятать в кармане шиш…


Это тот случай, когда поводом для стиха становится литературный артефакт, но автор переосмысливает его весьма оригинально. Не только внутренние переживания интересуют поэта. Геополитическая обстановка в мире, все его нарывы и боль отражаются в цикле «Когда вернём Львов». Те же ощущения во всех его стихотворениях, написанных в тяжёлые времена распада СССР и последующей борьбы с сепаратизмом. Это отнюдь не милитаристская поэзия, автор очень тонко и ёмко доказывает, что тот же Львов давно уже никакой не польский и не украинский город. Это город, интегрированный русской культурой, которая столь велика, что вмещает и Запад в лучших его проявлениях, и Восток.

Бегу во снах в своё позавчера,

где между крыш застряли тучи,

царапаясь о золото крестов

седой Преображенской церкви…


Львовский цикл – произведения с большими подтекстами, с большим смыслом. Очень уместным выглядит эпиграф из русского поэта Александра Боброва, для которого тема потери Украины так же болезненна, как и для автора этой книги.

У костёла Марии Снежной

в зимнем Львове, в полночный час…

А. Бобров


У покатых ступеней Марії Сніжної,

где рыдают на стрелках ночные трамваи,

мне родных переулочков воздух хмельной

в этой жизни вдыхать доведётся едва ли.

Ну а если случится и силы найду, –

на свидание с детством воспрянет надежда,

и по древним ступеням я тихо взойду

між Сніжної та Рибної – горячими вежды

станут снова, а в горле застрянет комок…


Мне нравится понимание Дейнекой сути поэзии. Оно очень глубоко и вбирает в себя опыт многих поколений поэтов. Он не скрывается под масками лирических героев, он обнажает душу. Это привлекает. Мы видим человека, который много работает, грешит, страдает, терзается, «исповедуется стихами» и не теряет веру в абсолютную и бесспорную силу и торжество света.

Несмотря на стремление к классичности, Дейнека не замыкается в привычном круге тем. У него можно встретить и такие строки, где на первом месте игра и даже заведомая непоэтичность используемых слов:

Ах! Молоко Олегам вредно!

Вредней, чем виски и текила,

чем водка, кофе, сигареты,

чем секс и кокс вредней и даже –

вредней, чем загорать на солнце!

Вреднее, чем заснуть с айподом

в ушах, с айпадом на коленях,

в сети зависнув социальной

под утро на Страстной седмице,

и не услышать звон айфона

с напоминанием от предков,

что в церковь надо собираться

и куличи святить, однако!


И это вовсе не диссонирует, а только придаёт шарм.

Те, кто будет читать эту книгу, испытают эффект глубокого погружения в мир не хаотичный, но готовый преподнести самые неожиданные сюрпризы. Мир цельный, выстраданный, сложный и гармоничный.

Закончить мне хотелось бы строками, которые, как мне кажется, являются неким ключом к пониманию яркого и многообразного мира поэта Сергея Дейнеки:

Я душою пребываю там, где

ей постоянно не хватает тела, –

в тех недосягаемых пределах

посреди родных моих степей,

где весной роится мошкара,

тамариск прозрачно розовеет,

в старицах на льдинах детвора,

в салочки играючи, балдеет.


Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram

Максим Замшев

Максим Адольфович Замшев. Поэт, прозаик, публиц... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • ЛГ- рейтинг

    02.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Горожанин на земле дедов

    26.04.2025
  • Хомо сапиенс, кура тэ ипсум*!

    25.04.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS