pr. Kal. Apr. a.2764 ab Urbe condita
За март 2011 года от Р.Х.
Недавно считалось, что с большого Ближнего Востока и из Северной Африки нам угрожает только исламский радикализм, питающий международный террор и мечтающий о торжестве теократии. Нет, экспертных прогнозов о возможности в регионе политических катаклизмов хватало. Но политики и военные их игнорировали как учёную заумь. Некоторые даже считали, что глобальный кризис почти не задел мусульман.
В результате к потрясениям оказались не готовы и сами режимы, и их внешние союзники. Не диво ли: с 25 января по 5 февраля США успели четыре (!) раза диаметрально поменять свою позицию по отношению к Мубараку.
Ситуация держится под контролем лишь в ОАЭ, Саудовской Аравии и Катаре. Остальных, включая Иран, Сирию и Турцию, накрыла волна протестов. Относительно благополучно обошлось в Тунисе, наиболее европеизированной (кроме Турции, оптимизм в отношении положения в которой преждевременен) стране, и Египте, где за всё отвечают военные.
Самое время отрешиться от стереотипов и хотя бы post factum адекватно оценить происходящее и наиболее вероятное будущее. Однако с разных сторон слышно то о прорыве к демократии, то о бунте молодёжи, то о социально-экономическом протесте, то о влиянии информационных технологий, то об интригах Запада и происках либо сионизма, либо мусульманских фанатиков и т.д. и т.п.
Увы, эти суждения не имеют в лучшем случае почти никакого, а то и вовсе отношения к делу. И пользующейся современными форматами коммуникаций фрустрированной образованной «молодёжи» (30–35 лет людям!), и экономических проблем, и деятельности различных западных фондов, и пересечения разных интересов, и пропаганды (да и популярности) идеологии радикального ислама было в регионе предостаточно и десятилетия назад. Почему же гнойник прорвался здесь и сейчас?
Никакими «революциями» произошедшее не является, так как социальный взрыв служит лишь фоном событий. И даже в Йемене, одном из оплотов «Аль-Каиды», не исламские экстремисты вывели людей на улицы. Последних вообще не слишком волнуют чужие беды, поскольку они – что в России, что за рубежом – предстают обычно обеспеченными людьми.
Речь, конечно, идёт о политических процессах. Однако и демократией от них не пахнет. Общества, да, устали от десятилетий концентрации политических, административных и материальных ресурсов в руках одного клана. Но требуют себе доступа к власти и финансовым потокам просто другие кланы. Это их главы выставляют менее благополучных сородичей впереди себя, преследуя свои корыстные интересы.
Налицо типичный конфликт внутри элит. Религиозные радикалы могут постараться, как это наметилось в Египте, перехватить инициативу. Но это уже вопрос о том, кто окажется более организованным. А пока борьба идёт за светские и политические цели.
Осторожность и проницательность в выводах и действиях в регионе явно не помешала бы. Однако внешняя политика, наоборот, остаётся заложницей внутренних и даже частных интересов и исторической конкуренции.
Саркози выступает протагонистом западной коалиции в Ливии на фоне традиционного франко-британского соперничества за лидерство, а теперь ещё и за привилегированные отношения с США, и падающей популярности накануне президентских выборов во Франции 2012 г. Это, впрочем, не помогло его партии на выборах 27 марта. Марин Ле Пен продолжает набирать за его счёт очки в личной гонке.
Британия повела себя классически. «Простив» за деньги Каддафи гибель своих граждан в авиатеракте над Локерби, она при первом случае продолжила ему мстить. Италия грозит высылкой беженцев обратно в Африку. Будто это практически осуществимо и реально решит её проблемы.
Обаме ни к чему третья война – контроль в Афганистане, как накануне вывода нашей 40-й армии, ограничивается центром Кабула и кварталом вилл, дела в Ираке небезоблачны, а Иран не думает считаться с США. Зато Белому дому нужен бюджет, и республиканцы заставили его профинансировать операцию в Ливии. И вот уже она расширена за пределы бесполётной зоны, НАТО планирует её наземную часть, американские военные говорят о годовом горизонте действий, а телеканал «Фокс Ньюз» передаёт, что без присутствия разведгрупп на территории Джамахирии эффективность авиаударов была бы куда ниже.
Запад применил к полковнику модель, отработанную на Саддаме и Милошевиче. Все они накануне своих катастроф были «рукопожатными» лидерами. Каждому позволили глубже увязнуть, чтобы жёстче их покарать. Всем им смерть их жертв временно спускали с рук. Ведь гибли не свои, а какие-то арабы, славяне или албанцы. Резолюция СБ ООН 1973 года при явной симпатии стран ЕС и США к ливийской оппозиции писалась 12 дней, не странно ли?
Россия исходит из своих интересов в энергетическом и оборонном секторах Ливии. Поэтому Путин подаёт сигнал о готовности продолжить сотрудничество с Каддафи, если он удержится у власти и будет готов соблюдать соглашения. А Медведев говорит о том же руководству восставших, если оно будет привержено договорам с прежним режимом. Отсюда и двойственность заявлений МИДа о формате операции и её командовании. Не стоит нарушать хрупкое понимание с НАТО, да и наше устаревшее оружие будет кстати продать Триполи взамен им утерянного. И всё же…
Мир изменился за последние 20 лет, а евроатлантическая цивилизация играет по старинке. Вряд ли арабы будут ещё терпеть, что Запад относится к ним как к расходному материалу. Вероятен не только ответ террористов на операцию в Ливии: их сеть в Европе сильна и без агентов Каддафи. Хуже, что в анализе развития событий никто не идёт далее ритуальных вздохов о возможности распада её натрое. Только Израиль задаёт вопросы: кто будущие лидеры? Понятно, он более чувствителен к тому, что происходит в Северной Африке. Из 11 членов сформированного в Бенгази переходного совета нам показали только пятерых. И трое из них вызывают вопросы. А шестерых мы вообще не знаем. Почему это никого, кроме Тель-Авива, прямо не беспокоит?
Мне так это напоминает предысторию падения Римской империи. Тогда тоже всё начиналось с, как бы их теперь назвали, беженцев. Их пропускали внутрь лимеса и селили на границе. За ними пришли и поступили на службу люди, владеющие азами латыни и античной культуры. А уж следом хлынули орды варваров, смотревших на Рим только как на добычу. Сегодня ситуация в беднейших странах Африки и Азии, их правители и образованные классы разительно напоминают те, давние.
Кроме общего вывода – научиться глубоко анализировать обстановку и работать на опережение, имея набор сценариев своих действий и их результатов, – Россия должна извлечь для себя из этого ещё один урок. ФОМ, Левада-Центр и ВЦИОМ в унисон пишут о сходстве нынешних настроений нашего общества с теми, что царили в конце советской эпохи. Есть о чём задуматься!