Зачем включают телевизор? Для фона, пусть бухтит, вдруг проскочит что—то интересное, какая—нибудь важная информация, интересное лицо… Зачем смотрят сериалы? Там что—то полезное, прекрасное, волнующее, переворачивающее душу? Нет, очень редко что—то заденет за живое, а пользы никакой. В основном смотрят, чтобы убить время. Убитое время присваивает тот канал, который вы в данный момент смотрите, и продаёт его рекламодателю. Так существует ТВ.
Это все понимают, но продолжают пользоваться телевидением как «орудием самоубийства», сами не живут – смотрят, как изображают жизнь другие. Создатели сериалов хотят одного: чтобы их смотрели – это не кино, которое долго снимается для гурманов, здесь работают для народа, быстро и просто. Да, для самого простого народа, который тратит своё вечернее время не на балет, ресторан или книги и умные разговоры, а, придя с работы, готовит еду под телевизор, ужинает под телевизор и засыпает под него. От кинозрителя телезритель отличается тем, что согласен на всё, ему Тарковский, Скорсезе и даже что-то типа Тарантино не подходит. Ему нужна «Рабыня Изаура».
Помните, как в разгар перестройки вся страна прилипла к телевизору чуть ли не на месяц? Тот сериал про тяжёлую долю бразильской рабыни попал в точку. Тогда говорили: это наша тема, почему не сделать то же самое про наших крепостных, сколько было таких случаев, когда девочек воспитывали как барынь, а потом их брали в жёны аристократы, чаще, правда, судьба их складывалась трагично, барин, натешившись, возвращал их в «дворовое состояние», так что простор для сериальных страстей-мордастей огромный. И это не из обрыдлой повседневности, а из покрытого романтическим флёром ХIХ века с хрустом французской булки из барской жизни и хлёстом плёток – рабской. Всё это, судя по многочисленным отзывам «а моя прабабушка рассказывала про нашего барина…» сидит где-то глубоко в подкорке у всех.
И вот наконец, как ни странно, на Украине, такой сериал создали. И эту русско-украинскую «Крепостную» (герои говорят по-русски: и русские дворяне, и малороссийские крестьяне, лишь изредка переходящие на суржик) показали во многих странах, в первую очередь в СНГ: в России, на Украине, в Казахстане, Беларуси и Литве, а также его купили славяне Евросоюза: Черногория, Сербия, Босния и Герцеговина, Северная Македония, Словения, Хорватия, Польша. То есть тот случай, когда ТВ объединило людей из разных стран.
В первую очередь объединило сочувствие к униженным и оскорблённым женщинам: прелестной, трепетной Катерине (Екатерина Ковальчук), красавице-крестьянке Гале (Слава Красовская), сердобольной кухарке Павлине (Олеся Жураковская) и другим жертвам барского произвола, а также несчастной барыньке Натали (Анна Сагайдачная). И даже отрицательным персонажам сострадаешь, например, помешавшемуся на Кате подлецу Червинскому (Михаил Гаврилов, как и многие исполнители главных ролей, – из России) и сошедшей с ума от ревности помещице Шефер (Ксения Мишина). Да, герои совершают подчас немыслимые глупости и попадают в такие же обстоятельства, очень многое притянуто за уши (проблемы нынешней Украины с проституцией, коррупцией, наркоманией не были так значимы в царской России), но всё же что-то трогает. Кроме перечисленных актёров очень хорош Станислав Боклан, которого многие запомнили по сериалу «Слуга народа», где он сыграл роль премьер-министра (между прочим, гораздо лучше, чем президент Украины – свою роль).
Привлекло также удивительное обстоятельство: то, что главную роль сыграла воспитанница петербургской актёрской школы Екатерина Ковальчук, младшая сестра Анны Ковальчук. То есть каждый день в начале года мы видели на «России-1» двух сестёр: старшую – в «Тайнах следствия», младшую – в «Крепостной». Что ж, сёстры участвуют в сериалах, которые, да, убивают время, но делают это так, что многие зрители на них не в обиде.