«Роснефть» будет добывать нефть в ближайшие сто лет и не видит альтернативы разработке трудноизвлекаемых запасов на шельфе.
Игорь СЕЧИН, Президент ОАО «НК «Роснефть»
Арктика влечёт к себе не только своими природными сокровищами. Не сочтите за громкие слова – но это ещё и кладовая духа. И те, кто живёт и трудится здесь на постоянной основе, и вахтовики, – все сходятся во мнении, что работа в заполярных широтах задаёт позитивный тонус отношениям в коллективе и особый строй настроению. Завораживают даже банальные на первый взгляд фото бескрайних белых пространств – не говоря уже о ломающих торосы атомоходах или полярных медведях на льдине.
Северные шельфы – это продолжение Тимано-Печоры, продолжение Ямала, это подводное простирание Сахалина, это всё российские земли и воды. Шельфы таят в себе пятую часть углеводородных запасов на планете, а те, что на суше, при нынешнем уровне потребления энергоресурсов в обозримом будущем могут иссякнуть. Процесс необратим, и мировая добыча давно уже осваивает моря и океаны. Норвежцы и британцы, например, уже четыре десятка лет ставят платформы в Северном море, и немало преуспели в этом. (Им, впрочем, в чём-то было легче, ведь Северное море не замерзает.) Идти в Арктику или не идти – вопрос не гамлетовский, даже Нансен и Амундсен так его не ставили. Вопрос в другом – кто будет первым…
Есть мнение – и в какой-то мере расхожее, что России не стоит спешить с развитием морской арктической добычи углеводородов. Зачем – когда у нас ещё и на суше работы хватит на три поколения вперёд? Принимать ли эти возражения? Нет, конечно же. Во-первых, наши Севера поморами были обжиты ещё много веков назад – и мы в Арктике не чужие, за нами «право первородства».
Интрига ещё и в том, что принятая тридцать лет назад Конвенция по морскому праву ограничивает экономическую зону 200-мильной полосой. Вместе с тем ст. 76 п. 5 конвенции даёт право считать, например, подводный хребет Ломоносова продолжением шельфовой полосы. Поэтому в числе пяти стран арктического бассейна Россия и обратилась когда-то в соответствующие структуры ООН с заявкой на расширение своего континентального шельфа – и соответственно своей экономической зоны. Помимо всего прочего «за кордоном» должны понимать, что интерес со стороны России подкреплён здоровым энтузиазмом, да и осваивать этот регион нам сподручнее, он ведь естественным образом прилежит к нашим северным берегам.
С целью подтверждения идеи о принадлежности России наших северных подводных хребтов и совершались недавние экспедиции в Арктику. С этой целью наши исследователи и даже известный думский депутат-полярник и совершали погружение в глубоководном аппарате на глубину почти в четыре с половиной километра. А осенью 2011-го с этой же целью научное судно «Академик Фёдоров» завершило работы по определению высокоширотной границы континентального шельфа в Арктике.
Одним из главных побудительных стимулов было открытие в конце 80-х больших месторождений на шельфе Баренцева моря – в частности, в Печорском море. Социальные потрясения в стране замедлили развитие событий – но уже тогда развернулась начальная проектная работа. В 1992 году распоряжением правительства создавалась специальная головная компания «Росшельф» и, помимо вошедших в неё крупных подразделений геологоразведки и операторов, к проекту подключались такие форпосты научной мысли и высоких технологий, как Курчатовский институт, предприятия «Севмаш» и «Рубин». Последовавший десятилетие спустя заметный рост цен на углеводородное сырьё убедил скептиков в жизнеспособности подобных проектов, добавил инвесторского интереса к теме.
Вот и «Роснефть» одной из первых поставила себе целью эффективно исследовать континентальный шельф Ледовитого океана и обеспечить разработку современных технологий нефтегазодобычи. О важности задачи говорит и то, что в поддержку инициатив «Роснефти» введён новый налоговый режим, стимулирующий инвестиции в шельфовые проекты.
Немалый синергетический эффект ожидается от сотрудничества по арктической теме прежде всего с ВР, ExxonMobil, Statoil и Eni. Их опыт в этой сфере неоценим, игнорировать его было бы большой ошибкой.
Не следует вместе с тем забывать и о том, что сама «Роснефть» и её дочерние общества имеют тридцатилетний опыт работы на шельфе. Многие годы работы на Сахалине дали знание вопросов проведения и планирования геолого-разведочных работ (ГРР), использование современных технологий моделирования пласта и подсчёта запасов, инженеры-разработчики и буровики приобрели ценнейшие навыки в работе.
Но история поистине стратегического международного партнёрства на шельфе началась в 2011 году, когда российская компания подписала Соглашение о стратегическом сотрудничестве с ExxonMobil. В 2012 году был заключён ряд важных соглашений о создании совместных предприятий по освоению арктического шельфа с нефтяными компаниями Eni и Statoil с долей «Роснефти» в каждом проекте по 66,67%. В начале нынешнего года «Роснефть» и ExxonMobil расширили своё стратегическое сотрудничество, дополнительно включив семь лицензионных участков в Арктике общей площадью около 600 тыс. кв. км, а в июне компании объявили о завершении нескольких этапов работ, включая создание совместных предприятий по реализации проектов в Карском и Чёрном морях, согласование основ осуществления их деятельности. В начале осени партнёры определились в выборе подрядчика на строительство завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) на Дальнем Востоке.
В рамках партнёрства с этой компанией «Роснефть» решает и контрактные вопросы по разработке главного технозвена в морской добыче – проекта на разработку концепта передвижной буровой платформы с гравитационным основанием. Платформа будет оснащена оборудованием для глубоководного бурения, сможет противостоять и «столетним штормам», и экстремальным ледовым нагрузкам. Такая платформа позволит продлить сезон бурения в арктических условиях и будет отвечать всем условиям экобезопасности.
Партнёрство с норвежской Statoil также является стратегическим для компании. Наиболее значительным событием года на данном направлении можно считать подписание в рамках июньского Петербургского международного экономического форума соглашения о завершении ряда этапов работ в рамках Соглашения о сотрудничестве от 5 мая 2012 г. Речь идёт о разработке участков на российском шельфе в Баренцевом и Охотском морях. Летом здесь начались полевые сейсморазведочные работы.
А рядом в Баренцевом море начались ГРР и экологические исследования совместно с итальянской компанией Eni. Организация геологоразведочных работ в Баренцевом море выполняется дочерними обществами «Роснефти» – «РН-Шельф-Арктика» и «РН-Шельф-Дальний Восток» совместно с Eni. За месяц до начала работ партнёры подписали декларацию о бережном освоении российского арктического шельфа. Компании также продвинулись на пути совершенствования трейдинга и логистики. Так, в конце ноября сего года было подписано соглашение об основных условиях поставок нефти, а также о сотрудничестве в области логистики.
Сегодня компания является самым крупным недропользователем на российском шельфе, владея более чем сорока лицензиями на освоение шельфовых месторождений. Половина из них (на проведение работ в Баренцевом, Карском, Чукотском морях и в море Лаптевых) была получена в начале нынешнего года. Прогнозная оценка на извлекаемые ресурсы на лицензионных блоках «Роснефти» составляет более чем 275 млрд. барр. н.э.
Чтобы решать задачи арктического цикла был образован Арктический научно-проектный центр шельфовых разработок – современный научный комплекс, оснащённый новейшей исследовательской базой и ориентированный на прорывные направления в области освоения Арктики. Итоговые соглашения о его создании были подписаны в Вашингтоне 11 июня 2013 года.
Разработка и добыча в Арктике часто сопряжены с работой в ледовых условиях. У нас есть и незамерзающие её части, испытывающие влияние Гольфстрима, – в Баренцевом море, например, но большую часть работ нужно будет вести во льдах. Это и огромный вызов, и ответственность перед страной и планетой в целом – и отвечать на него «Роснефть» обязывает себя и своих партнёров во всеоружии природоохранных технологий. (В этой связи можно понять беспокойство как структур природоохраны, так и простых людей, пекущихся о природосбережении: достаточно представить себе разлив нефти подо льдом… С другой же стороны, скованное льдом море всегда спокойно – и это обстоятельство может стать и плюсом в решении вопросов ликвидации аварий, связанных с разливами нефти.)
На подписании вашингтонских контрактов Президент, председатель правления ОАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин в следующих словах выразил убеждённость в значимости события: «Арктический центр представляет собой площадку для разработки самых актуальных и эффективных технологий, которые будут направлены на реализацию проектов в климатически и технологически сложных условиях. Экологическая безопасность является приоритетом в нашей деятельности, и мы убеждены, что технологии, разработанные в Арктическом центре, позволят нам развивать наши совместные проекты максимально безопасно и эффективно в интересах всех участников освоения Арктики».
«ЭксонМобил» предоставит финансирование начального этапа исследований Арктического центра в размере 200 млн. долл. США. Следующие 250 млн. долл. США на продолжение совместных исследований будут в равных долях внесены компаниями «Роснефть» и «ЭксонМобил». Доли участия партнёров: «Роснефть» – 66,67% и «ЭксонМобил» – 33,33%.
В конце ноября НК «Роснефть» сообщила о завершении летнего полевого сезона геолого-разведочных работ на шельфовых лицензионных участках компании в 2013 году. Сейсморазведочные исследования были проведены на 13 участках. Только в августе было задействовано полтора десятка судов различного класса, три воздушных судна, несколько беспилотных летательных аппаратов, подводные и надводные автономные станции, спутниковые системы наблюдения, спускаемые подводные аппараты. В исследованиях принимали участие ведущие российские и мировые научные и проектные организации. В рамках этой работы уже проведены 2D и 3D-сейсмические исследования, инженерно-геологические и инженерно-гидрометеорологические изыскания, экологические и геохимические исследования. В компании рассчитывают, по словам Игоря Сечина, «пробурить разведочные скважины в Карском море и открыть уникальные месторождения с запасами 3,5 млрд. тонн жидких углеводородов и 11,4 трлн. по газу». В целом инвестиции «Роснефти» в программу исследования Карского моря только в текущем году составят около 1,5 млрд. рублей.
Флагманом арктических исследований «Роснефти» 2013 года выступило судно «Академик Фёдоров». В состав команды входили сотрудники Арктических и Антарктического научно-исследовательских институтов, которые в течение месяца проводили исследования морфометрических параметров дрейфующих в Карском море айсбергов. Благодаря усилиям «Роснефти» научное сообщество получило уникальные данные о природных условиях юго-западной части Карского моря. В частности, исследовалось такое особо опасное природное явление, как «новоземельская бора» – ветер, дующий с гористого побережья Новой Земли и достигающий скорости более 50 м/с. В программу также вошли исследования волнения моря, течений, распределения водных масс различного происхождения, изменчивости температуры и солёности воды, формы опасных ледяных образований, параметров дрейфа и прочности льда, интенсивности образования и распространения айсбергов.
Объём сейсморазведочных исследований составил 32 727,2 погонного км 2D-исследований и 2559,5 кв. км – 3D. При этом в Карском море проведены региональные геохимические исследования, а в акваториях Охотского, Карского и Баренцева морей – экологические исследования. Полученные результаты позволят определить дальнейшие направления поиска углеводородов на шельфах.
Объём собранной по заказу НК «Роснефть» (бесценной с научной точки зрения) информации выходит далеко за рамки исследований, необходимых только для начала разведочных работ на шельфе Северного Ледовитого океана. Как полагают специалисты, полученные данные могут существенно повысить качество прогнозов погоды в Карском море как для нужд «Роснефти», так и в интересах всей страны.
Шельфовые проекты – стратегическое направление деятельности НК «Роснефть». Не грех и повториться: сейчас компания является крупнейшим недропользователем на российском шельфе: 44 лицензионных участка на шельфе морей Российской Федерации. Запасы оцениваются в 42 млрд. тонн нефтяного эквивалента. В настоящее время по 23 лицензиям «Роснефть» уже активно работает. Компания выполняет все лицензионные обязательства, а по некоторым участкам работы идут с опережением установленных сроков. Особое место в шельфовых проектах «Роснефти» занимает освоение Арктики. По своему совокупному нефтегазовому потенциалу осадочные бассейны российского арктического шельфа сравнимы с крупнейшими нефтегазоносными регионами мира. По оценкам специалистов, к 2050 году арктический шельф будет обеспечивать от 20 до 30% всей российской нефтедобычи. Добыча первой арктической нефти ожидается уже в 2018 году.
Масштабные шельфовые планы российской компании стали основой международного сотрудничества «Роснефти» с ведущими нефтегазовыми компаниями мира. Их вклад – это не только крупные инвестиции, но и современные технологии реализации самых сложных с технической точки зрения проектов. Неслучайно частью соглашений «Роснефти» со стратегическими партнёрами является программа обмена техническими и управленческими кадрами. Предполагается, что в совместной работе будут участвовать геологи, геофизики, технологи по разработке пластов, специалисты по финансам, логистике, безопасности, охране труда, экологии. «Мы исходим из того, что Россия должна стать лидером освоения арктических ресурсов, экспортёром высокотехнологичных нефтесервисных услуг», – подчёркивает президент ОАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин.
Благодаря запуску проектов в Арктике «Роснефть» формирует якорный заказ для отечественной промышленности и заинтересована в локализации новых технологий и современных производств. Стоит учесть, что объём совместных капиталовложений только «Роснефти» и её иностранных партнёров – американской компании ExxonMobil, норвежской Statoil и итальянской Eni – оценивается в 500 млрд. долларов. Большую часть заказов на строительство буровых платформ, труб и другого оборудования планируется разместить на российских предприятиях.
Весной текущего года «Роснефть» опубликовала перечень оборудования и техники, которые требуются на различных этапах освоения морских нефтегазовых месторождений. Таким образом, компания уже анонсировала российским производителям заказы на более чем 20 наименований судов и авиатехники, запрос на российское нефтепромысловое и буровое оборудование – ещё около 30 позиций. Только в Архангельской и Мурманской областях, а также в Ямало-Ненецком автономном округе в выполнении заказов НК «Роснефть» будет задействовано более 100 предприятий. «В рамках реализации шельфовых проектов предполагается обеспечить локализацию до 70% оборудования. Таким образом, освоение шельфа сформирует от 300 до 400 тыс. высококвалифицированных мест в различных отраслях российской экономики. Это даст значительный импульс к развитию инноваций и разработке высокотехнологичной продукции», – отметил на Международном инвестиционном форуме в Сочи глава «Роснефти» Игорь Сечин.
Необходимо подчеркнуть, что параллельно с изучением районов предстоящих геолого-разведочных работ перед специалистами экспедиции «Роснефти» всегда ставится задача проведения оценки природоохранной составляющей предстоящей нефтедобывающей деятельности в Карском море. Предупреждение экологических рисков – обязательная часть любого проекта НК «Роснефть» в области разведки и добычи. Как подчёркивают в компании, «вопросы экологии и сохранения окружающей среды являются первостепенными для «Роснефти», особенно когда дело касается Арктики».
Напомним, что лидерство компании в области освоения арктического шельфа было отмечено ещё в прошлом году вручением национальной премии «Компания года». В рамках награждения было сказано, что, приступив к ГРР на арктическом шельфе, компания дала старт беспрецедентной по масштабам программе освоения Арктики.