Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 22 октября 2025 г.
  4. № 42 (7006) (22.10.2025)
Телеведение

Молния в эвкалипте

О последней ленте Тиграна Кеосаяна

22 октября 2025
Кадр из последнего фильма Тиграна Кеосаяна

Александр Кондрашов

В дни прощания с режиссёром посмотрел его последний фильм «Семь дней Петра Семёновича», снятый на основе рассказа его жены Маргариты Симоньян. Кончина Тиграна, ставшая невосполнимой утратой для его семьи и патриотической составляющей нашей интеллигенции, не говоря уже об армянской её части, заставила отнестись к этому фильму, как исповедальному, прощальному посланию. Картину «Семь дней…» нельзя мерить обычной критической меркой.

Действие происходит у моря, в Имеретинке, что в Адлерском районе Сочи, где ещё сохранились одноэтажные домишки с прилегающими небольшими участками сочинской земли, ставшей дорогой, «как чёрная икра». Главный герой Пётр Семёнович (Фёдор Добронравов) – совсем не герой, а неудачливый и несчастливый семидесятилетний пенсионер. Он подрабатывает тем, что ходит по пляжу и продаёт вяленую рыбу и пиво отдыхающим – рыбачит на море (ловит с пирса барабульку) и в городском парке (большой белый амур). Редкие виды деревьев в этом парке он лично сажал когда-то, будучи отличником-пионером, позже он же запустил мальков ценной рыбы в парковый пруд.

В начале фильма молния ударила в эвкалипт Петра Семёновича и обрушила его. Плохой знак. А тут ещё врач, посмотрел КТ-снимки лёгких старика и заподозрил саркому.

Беда. Родни у Семёныча нет, только сердобольная соседка (Олеся Железняк), гадающая на кофейной гуще (на удивление, её предсказания всегда сбываются – «кофе врать не станет»). Старик совсем один – жена умерла много лет назад, но Семёныч ей верен, ходит на кладбище, чтобы поделиться своими горестями, выпивает, беседует с ней. Иногда, когда президент прибывает в Сочи, охрана его гоняет – на кладбище, откуда всё как на ладони, находиться нельзя. У него есть дочь, но она уехала лет двадцать назад по торговым делам в Турцию, с тех пор ни разу не звонила.

И вот явилась. Не поддержать отца, а чтобы продать дом и участок «чёрной икры». Пьющая противная баба. Петр Семёнович обозлён на неё, на сочинские власти, на весь мир. Когда-то он был благополучным директором рыбного магазина, но при Андропове сел на девять лет... И какой жизненный итог? Никакой! Перед сном он всегда читает «Отче наш» и ужасается: ничего путного за жизнь не сделано. Правда, сосед-полицейский всегда вспоминает с благодарностью: если бы когда-то в детстве дядя Петя не запер его в наказание в сарай, то был бы он теперь не уважаемым полицейским, а простым уголовником, каким стал другой соседский мальчишка.

Пётр Семёнович страдает от всяческой несправедливости и люто ненавидит всяческих олигархов. С одним из них его угораздило встретиться, когда к Адлеру пришвартовалась огромная яхта некоего Майкла Врубеля, сделавшая невозможной рыбалку для нашего старика. Кроме того, этот Врубель купил парк, где Семёныч ловил амуров, его перестали и туда пускать. Да ещё с яхты по ночам стали раздаваться дикие вопли, не дающие заснуть, в конце концов он достал охотничье ружьё и пошёл к пирсу, чтобы покончить с олигархами. На причале, на скамейке пил пиво такой же, как он, старик (прекрасная работа Владимира Ильина), которого это буйство на яхте тоже бесило, у которого примерно такие же болезни, такая же не понимающая отца дочка и такие же невесёлые перспективы. А он и есть тот самый олигарх Михаил Врубель...

Фильм очень грустный, ностальгический, но финал семи дней, в течение которых Семёныч подводил убийственные итоги своей жизни, – светлый, есть даже музыканты, которые, как у Феллини, не дают отчаиваться и унывать. В фильме замечательные актёрские работы. Я никогда не видел такой тоски в глазах артиста, как у Добронравова в образе Петра Семёновича, его дочь беспощадно к себе и персонажу сыграла племянница Тиграна Лаура Кеосаян (её покойному отцу Давиду посвящён фильм), а добрую армянку-соседку – Олеся Железняк, её сына-полицейского – Лев Милишава, смешные эпизоды также у Джаника Файзиева, Карэна Бадалова, Якова Шамшина, Александра Безрукова... – у Тиграна всегда все хорошо играют. В фильме есть та самая доброта и дружба народов, о которых мечтали в Советском союзе, который мы так глупо потеряли.

Прощай, дорогой Тигран!

Другое мнение в статье: "Полной грудью"

Тэги: Два мнения
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Полной грудью

    22.10.2025
  • Форрест прибежал

    01.10.2025
  • Время, вперёд!

    01.10.2025
  • Монструозный блокбастер

    24.04.2025
  • Незакрытый гештальт

    24.04.2025
  • Сквер или храм?

    35 голосов
  • Тайные виды на гору Фудзи.

    27 голосов
  • Отечественный интернет в опасности?

    18 голосов
  • Два мнения

    17 голосов
  • Герой майдана

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Фильм Классики Очевидец Эпоха и лица Рассказ
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS