Максим Замшев
Фильм «Семь дней Петра Семёновича» недавно ушедшего в мир иной Тиграна Кеосаяна, выдающегося режиссёра и продюсера, стал светлым приветом нам от него. Он снят по рассказу Маргариты Симоньян, она же вместе мужем написала сценарий. Этот фильм ответил на многие вопросы, стоящие нынче перед современным искусством. Как сделать фильм о традиционных ценностях таким, чтобы не было тяжести, назидательности? Как рассказать о светлом так, что не было скучно? Маргарита Симоньян и Тигран Кеосаян дышали в искусстве в унисон. Поэтому рассказ очень близок к основным идеям Кеосаяна, которым он следовал всю жизнь. Тонкость, профессионализм, национальный колорит, простые люди, которые на самом деле сложнее любых знаменитостей.
Фильм опирается на лучшие традиции великого советского кино. Особенно в части взаимодействия прекрасного сценария с литературным языком. В нём нет внешних эффектов, дорогих съёмок, спекулятивных нагнетаний, выжимания слезы. Он вырастает из тончайших деталей, которые опытными руками сценаристов выстроены в истории, в сюжет. Он здесь не столько в действии, сколько в метаморфозах, происходящих с героями.
Несмотря на то что все персонажи индивидуальны, со своими чертами и судьбами, это кино о народе как об общности. Не случайно фраза Петра Семёновича «Мы ему за учёбу всей Имеретинкой бабки платили» акцентируется несколько раз. Народ выживает, только когда каждый помнит о ком-то ещё. О соседе, друге, просто о знакомых, даже о знакомых знакомых.
Маргарита Симоньян знает цену первых фраз в тексте. В фильме начало без разбега создаёт интригу, обозначает сюжетные линии.
В фильме сочетаются два несовместимых обстоятельства. Он неспешный, атмосферный, в нём нет акцента на действие, на пресловутый экшен, с другой стороны – он стремительный, в нём ни одной лишней паузы, ни одного провиса. И даже флешбэки не замедляют общее течение мысли.
Герой – русский человек со сложной жизнью, он постепенно перед нами раскрывается, сразу становится объектом переживаний. Какой у него диагноз? Сколько ему жить? Неподтверждённый диагноз проверяет людей вокруг него. И это сделано с невероятным изяществом, не в лоб, без морализаторства.
Кеосаян любил артистов. Все у него использованы правильно, все знают, что играть. Актёрские работы все точные и оригинальные.
Море и южное обаяние сплавлены тут с настоящим моцартианством. Получается прекрасная эстетическая смесь. В фильме много поэзии, бегущий пожилой человек по краю моря вызывает ассоциации с бренностью жизни. Фёдор Добронравов идеален в роли Петра Семёновича, человека, для которого годы не груз, а счастье, и поэтому, когда диагноз не подтверждается, радуешься, будто это твой близкий родственник или друг.
Для тех, кто знает советскую историю, острой реминисценцией станет отсылка к делу магазина «Океан», из-за чего герой когда-то отсидел в тюрьме. Это особый приём, внедрение чужеродного в эстетически цельный общий тон. И он работает, расширяет наше представление о Петре Семёновиче.
Вообще сценарий очень внятный, в нём нет ходульности, нарочитости, схемы. Это высказывание Тиграна Кеосаяна и Маргариты Симоньян о людях, о мире, где они живут, и, самое главное, о мире, где они хотели бы жить. Это добрый мир. Мир, где кино тёплое, как море, где шутки не унизительные, и всех сближает одно ощущение – мы живём в России, и мы должны быть счастливы.
Тигран Кеосаян оставил нам гимн жизни, которую он любил. Жил и дышал полной грудью. Его чувство юмора уникально, как и его кинематографический талант. Это кино надолго. Люди когда-нибудь устанут от блокбастеров и будут смотреть кино о самих себе.
Другое мнение в статье: "Молния в эвкалипте"