Григорий Гачкевич. Нас зовёт морской прибой. – СПб.: Четыре, 2022. – 100 с. – 500 экз.
Как же я люблю стихотворения о море! Григорий Гачкевич даёт мне возможность насладиться своими текстами в полной мере, утолить мою морскую жажду. Как же я люблю книги для детей, которые можно читать и взрослым с не меньшим интересом. Книга «Нас зовёт морской прибой!» – это луч света в том непростом мире, где нам выпало жить. Я убеждён, что именно такие книги способны переделать людей, лишить их парадигмы зла посредством тонкого восприятия природы, данного через настоящую романтику мира, через благородство чувств и эмоций.
Книга состоит из трёх частей. В первой части автор предоставляет нам возможность познакомиться с отдельными стихотворениями. Эти тексты не только овеяны вдохновением, но полны запахами моря, его воздухом, его силой и величием.
Я качался в гамаке,
Будто в лодке на реке,
А с веслом меня сближало
Эскимо в моей руке.
Казалось бы, неприхотливые четыре строчки. А сколько в них всего! Во-первых, прекрасное сравнение в первых двух, выполненное во всей чёткости силлабо-тонической системы, во-вторых, остроумный образ в третьей и четвёртой, ну и, в-третьих, очень достоверное мечтание ребёнка о том, как переносить свойства обычной жизни на сказочное, несбыточное, но от этого не менее желанное существование. Это работает и в художественных, и в воспитательных целях. Если ребёнок учится представлять, он вырастает человеком добрым и с широким кругозором. Показывая своего лирического героя таким, Гачкевич даёт маленькому читателю ориентир.
Не только в мечтах и фантазиях существует море в книге Григория Гачкевича. Есть и реальные картинки. Но дело не только в пейзажном подходе, Гачкевич пытается развеять страх перед стихией, заставить приручить её:
Солнцу прокричав «Подъём!»,
Помахав ему с улыбкой,
С папой в море мы пойдём
За большой и малой рыбкой.
Ветер свеж, но не суров,
Волны есть, но небольшие,
А вообще-то я готов
К самой яростной стихии.
И здесь опять-таки вызывает восхищение, как точно расставлены слова, как умело создан между ними воздух. Первая строка, по-моему, идеальная для ребёнка поэтическая приманка. Кому же не хочется побороть природу, командовать ею, в том числе и восходом солнца? Плюс хорошо передана преемственность мужественности. Сын – отец, эта диалогема очень важна для понимания всего текста.
Всё это убеждает нас, что стихи Гачкевича, несмотря на внешнюю простоту, сшиты из множества смыслов и представляют собой настоящее драгоценное кружево.
Вторая часть этой книги открывает нам иные таланты Гачкевича. Он потрясающе умеет выстроить игровую поэзию, превратить её в познавательнейший метафорический квест.
Не лает она и совсем не рычит:
Такая собачка всё время молчит.
Не нужен на улице ей поводок,
Никто не зовёт её просто Дружок.
Сарделька собачке такой не нужна,
И будка уютная ей не важна.
А дружит с кальмаром она и с треской,
Ведь мы говорим о собачке морской.
(«Необычная собачка»)
Здесь не только изобретательность, но создание поля интереса. Наверняка ребёнок захочет узнать побольше о так дивно обрисованном существе.
Уверен, что не только детям будет интересно такое стихотворное путешествие по разным видам морских обитателей. Автор показывает недюжинную эрудицию, научную пристальность и умение построить увлекательный стихотворный сюжет.
Далеко не идеалы,
Даже в чём-то паразиты,
Мы – простые прилипалы,
Этим, в общем, знамениты!
Но нет радости нам в этом,
Не желаем жить в обмане.
Мы хотим, как все: с билетом
Плавать в море-океане.
(«Честные прилипалы»)
Игра слов, не вычурная, а естественная – качество, необходимое для писателя, мыслящего свою аудиторию среди детей. Гачкевич – классический детский писатель, который не заигрывает с детьми, а ведёт их к знаниям, ведёт их по увлекательной стране с названием жизнь.
Венчает книгу поэма «О морях и мореходах». Поэма – сложный в наше время жанр, не прост он и для детского восприятия, поскольку ребёнок настроен на клиповую структуру, ему тяжелее воспринимать горизонтальный текст. Тут следует сразу же задать правильный ритм, ритм, который будет нести сознание, ускорять его, а не замедлять. Нужно ощущение, родственное тому, что испытывают дети, скатываясь с горки:
Так непросто плыть, когда
Ты не видишь берегов
И солёная вода
Бьёт тебя поверх бортов.
Гачкевич выбирает хорей. Что ж! Не без риска. Но строгость структуры и умелые маневры с безударными слогами создают клубок, который разматывается легко.
В поэме для детей на первый план выходит сюжет. Тут не должно быть никаких туманностей, намёков, нечётко прописанных катренов. По кирпичику нужно возводить здание захватывающего рассказа.
А начать хочу рассказ
Я с народов и культур,
Там возникших, где сейчас
Ярко светит Сингапур.
А ещё Индокитай –
Здесь для нас ориентир,
Австронезией тот край
Назовёт научный мир.
Всё это у Гачкевича получается. Он демонстрирует нам, как можно во внешне простую форму закладывать удивительное содержание, богатое, образное, утончённое, имеющее как воспитательную, так и эстетическую функцию.
Максим Замшев