Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 28 октября 2015 г.
Искусство

Москонцерт рано списывать в архив

28 октября 2015

Генеральный директор и художественный руководитель Московского государственного концертного объединения «Москонцерт» Александр Беленький отмечал 70-летие буквально на «боевом посту»: начало сезона – время горячее. Так что интервью получилось послеюбилейным – болевых точек в нём больше, чем ностальгических воспоминаний.

– Юбилей обычно настраивает виновника торжества на философский лад: откуда вышел, куда пришёл, сложилась ли жизнь так, как мечталось в юности. Вот вы о чём мечтали, Александр Григорьевич?

– Найти такую работу, чтобы не надо было рано вставать. Я не лентяй – наоборот, трудоголик чистой воды, но ранний подъём для меня дело почти непосильное. Ну а если серьёзно, то я собирался стать переводчиком. И чтобы увеличить свои шансы на поступление (конкурс на эту специальность везде был ого-го!), пошёл на рабфак и устроился радиотехником в «почтовый ящик». Поступал я в Университет дружбы народов, без особых проблем дошёл до третьего экзамена и, уже начав отвечать, вдруг понял: не моё это! Там, за дверью, люди стоят, нервничают, для них это вопрос жизни и смерти, а я чувствую, что не хочу в этой гонке участвовать. И в голове крутится: вот поступишь, выучишься, придёшь на работу и поймёшь, что это не твоё место в жизни. В общем, с экзамена по истории я ушёл, ещё не особо задумываясь о том, что буду делать дальше.

– По законам жанра вашей следующей фразой должно стать что-то вроде: «И тут вмешалась сама судьба».

– Попали! Действительно, судьба. В 19 лет я воспринимал Москонцерт как своего рода тайм-аут – можно подумать о том, чего мне на самом деле в этой жизни хочется. А оказалось, что здесь проходит вся жизнь – полвека уже за спиной. Так случилось, что как раз когда я ретировался со вступительных экзаменов, один мой дальний родственник писал программу Тамаре Миансаровой – восходящей звезде советской эстрады, только-только победившей на фестивале в Сопоте с песней «Солнечный круг». Для неё собирали команду, и нужен был человек, разбирающийся в радиотехнике. Всё решила моя любовь к джазу. Я из послевоенного поколения, музыке учиться очень хотелось, но не довелось. Мои радиотехнические познания пригодились не только Тамаре Григорьевне, но и джазовому коллективу «Три плюс два» Леонида Гарина, который с ней выступал. Мы участвовали в джазовых фестивалях, которые организовывал Юрий Саульский. Замечательное было время… Потом та самая судьба свела меня с Людмилой Георгиевной Зыкиной – я с ней шесть лет проработал, вёл её концерты. Затем – с Клавдией Ивановной Шульженко. А дальше началась знаменитая эпоха стадионов и дворцов спорта. Это сейчас эстрадную звезду по гонорарам оценивают, а тогда критерий был иной – собирает она стадион или нет.

– Ну после таких масштабов и в руководящее кресло не страшно!

– Тут не в страхе дело. Был у нас замечательный директор-распорядитель Юрий Львович Домогаров. Вот он во мне организационную жилку и разглядел. И сменил я звукорежиссёрский пульт на канцелярский стол начальника хозяйственно-планового отдела. В фильме «Москва слезам не верит» героиня говорит, что самое трудное – научиться организовывать работу трёх человек, дальше количество уже значения не имеет. В 70-е годы в Москонцерте работало до 3500 человек. Мы были самой крупной концертной организацией в Европе. На всю страну работали.

– А потом страны не стало. Как удалось сохранить организацию, которая была абсолютно советским явлением?

– В двух словах не расскажешь, а отделываться общими фразами не хочется. 18 лет я был заместителем Константина Борисовича Булгакова, он пришёл в Москонцерт в начале 80-х – до перестройки было уже рукой подать, так что нашему тандему спокойных времён почти и не выпало. И вы знаете, если учесть, что Москонцерт живёт и здравствует, то, наверное, не так важно, как нам удалось выжить, важно – что удалось.

– Те 15 лет, что вы возглавляете Москонцерт, тоже беспроблемными не назовёшь…

– А таких и не бывает. Во всяком случае, в творческих организациях. Одни артисты приближаются к закату своей творческой жизни, другие только её начинают. Думаете легко поддерживать баланс, который учитывал бы интересы и тех и других, да ещё и позволял бы нам план выполнять? Это, между прочим, 5000 концертов в год, причём на самых разных площадках, а не только в уютных камерных залах, – от московских улиц и Поклонной горы в дни больших праздников до комнаток в центрах соц­обеспечения, куда бабушки-старушки приходят за лекарствами. А обеспечить коллективы репетиционными помещениями? Мы за каждый метр боремся: все помещения, которые можно было освободить, под репетиционные залы приспособили. У нас даже в Музее славы Москонцерта репетиционный инструмент стоит. Спасибо Москве, у нас теперь свои концертные площадки имеются: зал Московского мюзик-холла, который вошёл в наш состав, и бывший Дом учителя.

– Но в эти залы должен прийти зритель…

– Вы затронули больную тему. Для нас самое важное – продажа билетов, а она напрямую зависит от рекламы. Реалии таковы, что коммерческая реклама и на большой зал не всегда рентабельна, на маленькие же, где 100–200 мест, – тем более. Стоимость рекламы существенно сказывается на цене билетов, а это, в свою очередь, сужает круг наших зрителей. Мы же не шоу-бизнес, чтобы цены до небес поднимать. На мой взгляд, нужно выработать такие механизмы, которые помогут соблюсти паритет интересов – и рекламщиков, и нас, и нашего зрителя.

– Кризис спровоцировал волну оптимизаций. Москонцерт сократить не пытались?

– Были такие идеи – оставить бюджет, но отказаться от постоянной труппы. Но это тупиковый путь. В спешном порядке в Москве свободный зал найти сложно, а ещё аренда оборудования, оплата вспомогательного персонала... Невыгодно получается. Я не говорю о том, что и артисты не будут сидеть и ждать твоего звонка, у них творческие планы загодя свёрстаны. В общем, удалось нам доказать свою необходимость. Повторюсь, концертная жизнь города – это не только шоу звёзд в пафосных залах. Это ещё и тематические концерты в музеях, библиотеках, учебных заведениях, и городские праздники, и шефские концерты в воинских частях, больницах, школах-интернатах, подразделениях МВД. Чем сложнее времена, тем сильнее в людях потребность в подлинном искусстве. Так что оптимизация коснулась только административного аппарата, и это нам только на пользу.

– Рискну затронуть ещё одну непростую тему – уровень исполнителей.

– Действительно – непростая, мы не так давно ликвидировали один коллектив по этой причине. Я могу долго перечислять наших артистов – и солистов, и коллективы, которые являются лауреатами очень уважаемых конкурсов, в том числе и международных, – но «саморекламой» заниматься не буду. Проблема эта – глобальная: артистов слишком много! Количество губит качество. Все эти «Голоса» и «Фабрики» – сезон заканчивается, и куда пропадает победитель? Где концерты этих дарований в столице и по стране? У них нет школы – их натаскали на короткий формат, они и перегорели за пару лет. Это не поиск талантов, это шоу. Талант надо ещё вырастить, воспитать. Но сегодня это никому не интересно. С профессиональным образованием ситуация не лучше. Я принимаю выпускные экзамены в Институте культуры: из 20 только двое могут остаться в профессии. И так не только с исполнителями. Те, у кого в дипломе стоит модное слово «продюсер», в лучшем случае справятся с работой администратора. А как в 22 года может называть себя режиссёром человек, который ещё ничего не пережил? Но что ещё печальней – они не то что истории искусства, истории своего жанра не знают. Имена Шульженко и Вяльцевой, Енгибарова и Жеромского, Хенкина и Гаркави им ни о чём им не говорят. «Мир начинается с меня» – вот их девиз!

– Это логика нынешнего поколения. И, увы, не одного. И перевоспитывать их, наверное, уже поздно…

– Думаю, их жизнь перевоспитает. Она всё в конечном итоге расставляет по своим местам. Но времена меняются, хотя и не так быстро, как нам бы хотелось. Снова обретает ценность и образованность, и профессионализм, и высокий уровень культуры. Так всегда бывает – за спадом следует подъём. Собственно, именно поэтому я смотрю вперёд с оптимизмом: Москонцерт – уникальная структура, способная вести огромную просветительскую и воспитательную работу на том самом базовом уровне, с которого всё и начинается.

Беседу вела Виктория ПЕШКОВА

Тэги: Музыка
Обсудить в группе Telegram

Виктория Пешкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Я русская»

    16.10.2024
  • Сочи. «Сириус». Аплодисменты

    20.06.2024
  • Портал в мечту

    17.04.2023
  • Мемориальный концерт

    29.03.2023
  • Лекарь душ человеческих

    29.03.2023
  • Под сенью олимпийских муз

    801 голосов
  • Андрей Макаревич: «Я ненавижу конспирологию…»

    95 голосов
  • Вопиющие гласы

    79 голосов
  • Гений

    60 голосов
  • Чужих наречий погремушки

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS