Не за горами – Каннский кинофестиваль, презентовавший в 2016-м проект российско-британского кинофестиваля SIFFA (Sochi International Film Festival and Awards). Но если раньше фестивальное олицетворение дружбы кинодеятелей России и Британии обходилось без благословения Министерства культуры РФ, то в 2019 году включёно в федеральный реестр тех, кому обещали господдержку.
Примечательно, что символом SIFFA стала… женщина с завязанными глазами, замахнувшаяся на кого-то (очевидно, на зрителя?) сковородкой. Нет-нет, древнегреческая богиня радуги Ирида, пусть и не являющаяся подданной Российской Федерации или Британской империи, но избранная покровительницей сочинского кинофорума, конечно, занесла над головой катушку с киноплёнкой. Однако на катушке откуда-то появилось подобие ручки, поэтому со стороны скульптурное изображение выглядит весьма неоднозначно. Впрочем, как и весь фестиваль.
НЬЮ-ВАСЮКИ СОЧИНСКОГО РАЗЛИВА
Организованный администрацией города Сочи, SIFFA прошёл в третий раз совсем недавно – с 11 по 16 декабря 2018 года в сочинском Олимпийском парке на базе отеля, принадлежащего в том числе сенатору Совета Федерации РФ Арсену Канокову. И хоть Арсен Баширович упомянут в числе организаторов, наряду с Россотрудничеством, на официальном фестивальном сайте в наличии лишь два приветственных адреса – мэра курорта Анатолия Пахомова и президента-учредителя Любови Балаговой-Кандур.
Если глава столицы зимней Олимпиады-2014 деликатно констатирует, что наряду с лучшими международными проектами в области культуры этот кинофестиваль «обретает популярность в стране и в мире и уже является визитной карточкой зимнего культурного сезона», то фестивальный президент не обременяет себя фактологическими условностями (здесь и далее орфография и пунктуация цитат с сайта SIFFA сохранены): «Сочинский Международный Кинофестиваль и Кинопремии – первое мероприятие мирового уровня, объединяющее кинематографистов России, Великобритании и других стран на Сочинской земле... Молодой кинофестиваль уже вызвал огромный интерес влиятельных и популярных зарубежных и российских средств массовой информации. В мероприятии примут участие опытные профессионалы отрасли и именитые гости со всего мира…» А как же международные сочинские кинофестивали, в разные годы – без помощи госпожи Балаговой-Кандур! – озарённые мировой славой Анни Жирардо, Жерара Депардьё, Орнеллы Мути, Венсана Переса, Сильвии Кристель, Жан-Клода ван Дамма и других не последних фигур индустрии, не говоря уже об отечественных кинолегендах?!
Увы, на красной дорожке SIFFA «звездопад» из числа светил киноискусства, шоу-бизнеса и селебрити из сопредельных сфер был ограничен несколькими узнаваемыми ветеранами российской фабрики грёз, безусловно, заслужившими недельный отдых в Сочи, и ещё меньшим количеством зарубежных персон, широко известных в узком кругу. Людьми о-о-очень хорошими, но в современной кинематографической табели о рангах – «не орлами». Хотя разве доктор искусствоведения Кирилл Разлогов, президент Российской гильдии киноведов и кинокритиков, – не орёл?!
Была ещё член Независимой партии Великобритании Элизабет Джонс, приглашённая в состав основного жюри. В фестивальных пресс-релизах с пиететом и особым придыханием отмечалось, что в 2016 году Элизабет стала кандидатом в мэры Лондона, но не уточнялось: основная борьба тогда развернулась между Садиком Ханом и Заком Голдсмитом, а остальные участники выборной гонки даже не принимались в расчёт.
Примечательно, что на торжественной церемонии открытия фестиваля, к которой мы ещё вернёмся, список зачитанных со сцены приветственных адресов открывало письмо прославленного шахматиста, уступившего свою чемпионскую корону Гарри Каспарову, а среди напутствовавших обнаружился «депутат Государственной думы РФ, очень уважаемый на Кубани»… Александр Ткачёв. Имя федерального экс-министра сельского хозяйства и экс-губернатора региона, избиравшегося в Госдуму во втором и третьем созывах (с 1996-го по 2003-й), встретили в зале тремя-четырьмя вежливыми хлопками.
ХУ ИЗ МИССИС КАНДУР?
Очевидно, международную статусность и масштабность форума обеспечивали фигуры его создателей – Любови Балаговой-Кандур и её супруга, а по совместительству сопредседателя основного жюри Мохи Кандура. Регалий у обоих более чем достаточно, но некоторые заслуживают отдельного внимания.
Вновь обратимся к фестивальному сайту. Согласно ему, миссис Балагова-Кандур – доктор филологических наук и одновременно «автор 11 изданий: сборников поэтических стихов, исторического романа и монографии», «член Международного союза писателей и журналистов Европы и Израиля», «заслуженный деятель искусств РФ»... Да, она родилась в России, но не один десяток лет живёт в Великобритании. Вероятно, поэтому «российский поэт, писатель, сценарист, переводчик, документалист и кинопродюсер», у которой за плечами – «факультет журналистики МГУ им. Ломоносова (1991),.. Оксфордский институт при Британском международном кинофестивале Raindance (2015)», иногда перегибает с образностью и, в частности, с метонимией. Очевидно, именно так звание президента SIFFA «Заслуженный деятель искусств Республики Адыгея» обрело федеральное звучание.
Кстати, «народный писатель России» Мохи Кандур, удостоенный своего высокого звания, согласно сайту SIFFA, 5 апреля 2008 года, на самом деле представляет в Великобритании лишь часть литераторов нашей страны – кабардино-балкарскую. Но к чему эти мелочи? Ведь человек написал «24 англоязычных исторических романа, изданных в США, Великобритании и переведённых на русский, французский, турецкий и арабский языки»!
Разумеется, даже такое количество фундаментальных трудов не идёт ни в какое сравнение с сотнями романов Дарьи Донцовой, однако не забывайте: Агриппина Аркадьевна создаёт «иронические детективы». Поэтому примером Мохи Кандура лучше стыдить тех, кто работал над историческими полотнами, – Льва Толстого (6 романов плюс трилогия «Детство. Отрочество. Юность»), Фёдора Достоевского (8 романов), Ивана Тургенева (6 романов)…
Впрочем, литература для Мохи, скорее, нечто вроде хобби. Ведь он – почти Фрэнсис Коппола или Стэнли Кубрик: «имеет более чем 30-летний опыт работы в киноиндустрии, в том числе в Голливуде и на известных европейских киностудиях», «известен благодаря работе на телевидении Голливуда над проектом «Манникс и Бонанза», ставшим классикой жанра», «его последние работы «Черкес» (2010), «Затерянная в горах» (2012) и «Facebook романс» (2013) удостоены призов на престижных кинофестивалях».
А живёт этот выдающийся «американец черкесского происхождения» в графстве Беркшир в Англии с женой и двумя детьми. Его сын играет в струнном «Кандур-квартете», традиционно открывающем и закрывающем фестиваль на правах звёздного коллектива мирового уровня. Кроме того, Мохи «много путешествует по миру, проводя исследования для своих исторических романов. Вместе с супругой Любой Балаговой создал компанию Sindika Productions, которая базируется в Старом Виндзоре, рядом с загородным замком королевы Великобритании».
Ну что, сестра Елизавета?..
ИНТЕРЕСЫ ДЕЛА – НИЧЕГО ЛИЧНОГО!
Свой фестиваль Любовь Балагова-Кандур задумала, если верить сайту SIFFA, в 2010 году, а возможность обсудить проект с заместителем главы города Сочи Ириной Романец, отвечающей в городской администрации за социальный блок, представилась в 2012-м – вице-мэр олимпийской столицы посетила Олимпиаду в Лондоне.
«Ирина Васильевна Романец сразу же приняла решение представить концепцию нашего кинофестиваля мэру города Сочи Анатолию Пахомову, который, как и Ирина Романец поддерживает фестиваль с самого момента его зарождения, – информирует официальный интернет-ресурс. – В 2015 году удалось обсудить проект с одним из крупнейших меценатов, поддерживающих культуру страны, сенатором от Кабардино-балкарской Республики Арсеном Каноковым, который также с самого начала поддержал и до сих пор поддерживает кинофестиваль. В мае 2016 года Любовь Балагова Кандур и Мохий Кандур впервые представили кинофестиваль 2016 года в Российском павильоне Роскино на Каннском кинофестивале. Вскоре после этого было принято постановление Администрации города Сочи о включении СМКК в приоритетные проекты города Сочи и о проведении I-го СМКК с 11 декабря по 16 декабря 2016 года».
Профессиональный корректор и редактор, само собой, легко привели бы этот и прочие концептуально-принципиальные тексты в строгое соответствие с нормами русского языка и литературы, а также со здравым смыслом. Но серьёзному международному кинофестивалю достаточно языка эмоционально-визуальных образов и «голоса сердца»! Вдруг сайт заполняется на английском, а русскоязычная версия – плод автоматического перевода? Будем снисходительны:
«Подготовка кинофестиваля шла в течение года. Инициативная группа, поддержавшая кинофестиваль – международная. Это и знатоки мирового кино и регулярные посетители кино на больших мировых международных кинофестивалях. Во время подготовки была четко сформирована идеология готовящегося фестиваля, которая включала в себя идею не только ежегодного общественного смотра практически лучших работ, включая дебютные работы, делающих в России, но и существование этих работ в контексте мирового кино кино, а также идею продвижения наилучших традиций русского кино и лучшее русское кино, как новое, так и доброе старое в ключевой стране Европы – Великобритании».
Обратите внимание, что SIFFA существует три года, и всё это время текстовая пурга «с британским акцентом» кружит в официальных документах проекта, а также в головах его создателей (и покровителей из администрации города Сочи). Хотя не исключено, что речь идёт о «косяках» какого-нибудь системного администратора, обслуживающего сайт, а на самом деле у кинофестиваля всё в порядке и с логикой, и с бэкграундом (без Поля чудес и прочих атрибутивных образов сказки Алексея Толстого).
С другой стороны, до 2019 года фестивальная «каша из топора» варилась без «кулинарного» надзора федерального Минкульта. Очевидно, больше «проблем со вкусом» не будет? Раньше-то SIFFA мог рассчитывать только на спонсоров. Как ни крути, а муниципалитету запрещено в нарушение статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ направлять бюджетные средства на частный кинопраздник с английским уклоном, напоминающий перманентное чествование некого северокавказского клана, талантливые представители которого компактно проживают за муниципальными пределами.
Допустим, отель для VIP-гостей и участников SIFFA, а также их транспортные расходы целиком или частично взял на себя кинолюбитель-миллионер в виде фестивальной стратегии PR-кампании своего отеля. А что такое «организационная поддержка» администрации Сочи? Административный ресурс, подчиняющий муниципальные структуры и представителей малого бизнеса «интересам общего дела». Безвозмездно, в надежде на иллюзорные преференции или в порядке трудовой дисциплины: от угощений на фестивальных вечеринках и аренды помещений до технического сопровождения? К примеру, на сайте SIFFA сочинским координатором проекта отрекомендована Татьяна Стародуб, руководитель Муниципального автономного учреждения культуры «Творческо-методический центр». Трудно представить, что в кинофестивальном штабе в рабочее время волонтёрствует она одна, в рамках «приоритетного проекта» и исключительно из любви к Искусству.
Кстати, весной 2017-го администрация курорта пережила шок: Любовь Балагова-Кандур в интервью заявила, что в презентации SIFFA на Каннском кинофестивале примет участие сочинский градоначальник. Местные и региональные СМИ тут же подхватили «новость» – в разгар подготовки к курортному сезону Анатолий Пахомов бросит всё и специально отбудет на французский Лазурный берег рекламировать миссис Балагову-Кандур! Говорят, мэру Сочи пришлось писать губернатору Кубани объяснительную, что уезжать он никуда не собирался.
А в декабре 2018-го, после SIFFA, вице-мэр Ирина Романец, десять лет решавшая в сочинской администрации вопросы культуры, образования, социальной и молодежной политики, неожиданно написала заявление об уходе по собственному желанию. Совпадение? Хочется думать, да. Ведь Ирина Васильевна – шестой (!) заместитель главы города, покинувший свой пост за последние полгода.
Незадолго до неё, в августе, по тому же «добровольному» сценарию в АНО «Росгонки» ушёл бывший первый вице-мэр Анатолий Рыков. Правда, месяц спустя он, наряду с другими коллегами из мэрии, был арестован. Тогда же правоохранители проявили интерес к отрасли Ирины Романец и инициировали в некоторых служебных кабинетах выемку документов.
БОГ – В ДЕТАЛЯХ
Удивительно, но конкурсные программы SIFFA-2018 в категории полнометражных игровых фильмов, а также в категории короткометражных и документальных картин были довольно приличные: 32 киноленты (14 игровых, 10 короткометражных, 8 документальных), созданные в 18 странах и отобранные из более чем 800 заявок. И в этом заслуга программного директора кинофестиваля Нины Кочеляевой, кандидата исторических наук и директора АНО «Новый институт культурологии».
Оценивали работы довольно авторитетные профессионалы. Тот же британский продюсер Пол Эндрюс, сотрудничающий и поддерживающий дружеские отношения с автором «Списка Шиндлера» Томасом Кенэлли (у самого Кенэлли, вероятно, не было возможности приехать в Сочи), или народная артистка РФ и главный режиссёр Московского областного театра драмы и комедии Елена Цыплакова, приглашённая в качестве сопредседателя основного жюри. В связи с ней на церемонии открытия SIFFA в киноконцертном зале отеля возникла забавная ситуация.
Президент кинофестиваля Любовь Балагова-Кандур со сцены много говорила о фестивальной изюминке 2018 года – «женском векторе», проявившемся при формировании жюри, составлении внеконкурсной программы. Однако когда настала пора в действии продемонстрировать «женский вектор» со всеми его феминистическими ценностями (на сцену начали приглашать членов жюри), то вначале прозвучало имя Мохи Кандура. Елену Октябревну попросили выйти во вторую очередь.
Причём ступеньки крутой лестницы не были снабжены перилами, а приставить к ней статного кинокрасавца, подающего руку дамам, организаторы не догадались. Поэтому участницы обеих церемоний SIFFA, независимо от возраста и сложности туалетов, решали эту проблему самостоятельно или при помощи случайных доброхотов из зала.
Бог, как известно, в деталях. А на фестивальных церемониях, общий уровень которых мог состязаться с торжественными мероприятиями в иных сельских домах культуры, деталей – словно россыпь осколков бутылочного стекла, сверкающего в лучах прожекторов не хуже изумрудов и бриллиантов. Всевозможные организационные технические и творческие накладки, ошибки, опечатки, оговорки и казусы фатального невезения гармонично вписывались в весьма скучное действо с надёжно посаженным ритмом.
В информационных «блоках» искажались имена, фамилии, факты, случались смешные несуразности и печальные странности. Например, избирательно отдавали дань памяти. Если давно не снимавшийся в кино Николай Караченцов скончался в 2018-м (сам Бог велел отдать дань уважения), то Питер О`Тул почил в бозе в 2013-м, но сыграл в одной из картин, участвовавших в основном конкурсе SIFFA (тоже веский повод отметить вклад в важнейшее из искусств). Нет-нет, при чём здесь мужчины? Женский вектор! Однако по какому принципу для минуты молчания отобрали покинувшую нас в 2011-м Людмилу Гурченко, и почему её одну?
В музыкальных паузах молодые певцы не попадали в ноты. Например, один исполнил популярную песню «Русское поле» Яна Френкеля на стихи Инны Гофф, специально написанную для фильма Эдмонда Кеосаяна «Новые приключения неуловимых», да так, что слушатели недоумённо переглядывались, силясь не сгореть от стыда. Другой, отважившийся взять на свой голос «Песенку о шпаге» Евгения Крылатова на стихи Юрия Энтина из кинокартины Владимира Бычкова «Достояние республики», запорол вступление, попросил включить минусовую фонограмму во второй раз, но пел, к сожалению, также неточно и без строчки из припева «Уноси готовенького». Видимо, никак не мог её вспомнить.
Зато когда с песней Шарля Азнавура, Жоржа Гарваренца и Натальи Кончаловской «Вечная любовь» вышла «небесная ласточка» Ия Нинидзе, ничто не предвещало неприятного пассажа. Увы, кто-то из звукорежиссёров или ведущих оставил ещё один включенный радиомикрофон на столике возле кулисы, а столик случайно толкнули. И как раз на лирическом музыкальном вступлении мобильный усилитель звука шумно покатился по столешнице, упав на пол с грохотом взорвавшегося снаряда. Народная артистка Грузии блестяще выдержала проверку на прочность и отработала концертный номер на отлично.
Порадовали своим профессионализмом и певческим мастерством Александр Галибин, Лариса Лужина, Элеонора Шашкова, Катя Семёнова… Вдохновенно читала стихи Беллы Ахмадулиной «О, мой застенчивый герой!» Светлана Немоляева, награждённая специальным призом SIFFA за вклад в киноискусство.
Хорошие и талантливые люди на сочинском международном кинофестивале были. Были и фестивальные награды – в значительном количестве. Плюс различные президентские спецпризы Любови Балаговой-Кандур, девальвирующие смысл состязательности. Создавалось впечатление, что каждому из присутствовавших достался если не металлический образ богини радуги (весьма увесистый: в руках не удержишь, а поди убеди авиакомпанию принять в багаж!), то уж точно какой-нибудь диплом или благодарственное письмо. Кстати, к третьему фестивалю – «лучшему из всех прошедших!», по словам президента, – изменили-таки «сковородочную» концепцию, и вложили бобину с кинолентой в пальцы Ириды.
Смешно было наблюдать, как ведущий церемонии зачем-то объясняет залу уважительную причину отсутствия одного из информационных спонсоров, а потом приглашает на сцену спонсора финансового, но никто не выходит. Не исключено, за три года самые догадливые смекнули, что к чему, и сознательно лишают себя удовольствия посещать светские рауты SIFFA.
Между прочим, через официальный сайт пакеты бенефакторов (благотворителей) трёх уровней, предполагающие бесплатные пригласительные или скидки на посещение фестивальных мероприятий, реализуются по цене от 700 до 7000 фунтов стерлингов. Вступительный взнос участника – $45, официальный бейдж – $199. Но, возможно, данные сайта устарели: в кулуарах поговаривали о стоимости бейджа – 500 фунтов…
СТОИТ ЛИ ОВЧИНКА ВЫДЕЛКИ?
Одним из самых пафосных мероприятий последнего кинофестиваля стал спецпоказ фильма Павла Соро «Памяти Дмитрия Хворостовского и Елены Образцовой» в Зимнем театре. Тринадцатиминутная документальная лента создана компанией Sorofilm по заказу Международной ассоциации русских культурно-образовательных объединений ЕuroLog-UK для IX Британского фестиваля русской песни. В фестивальных пресс-релизах взахлёб рассказывалось об успешной мировой премьере, состоявшейся 29 апреля 2018-го в лондонском Cadogan Hall в сопровождении Британского имперского оркестра под управлением Греема Джонса.
Дело в том, что половина картины, минут шесть, – это своеобразно скомпонованные фрагменты фильмов и программ, в разное время выходивших в эфир российских телеканалов и записанных на кассеты VHS. О героической оцифровке во вступительном слове со сцены Зимнего поведал в красках сам режиссёр монтажа, отметив, что в основе творения лежит двадцатичасовой видеоматериал. В другой половине картины, хронометраж которой – минут семь, нет фрагментов интервью героев, а есть видеоряд с выступлений, на фоне которого вживую звучит первая часть Концерта Рейнгольда Глиэра для колоратурного сопрано и оркестра. В Лондоне во время демонстрации короткометражки солировала солистка Большого театра Лариса Рудакова, а в Сочи – солистка Мариинки Антонина Весенина в сопровождении Сочинского симфонического оркестра под управлением Олега Солдатова. Специально для «российской премьеры» в летнюю столицу прибыли также солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Анжелика Минасова и Григорий Чернецов, исполнившие в рамках кинопрезентации заключительную часть оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин».
Теперь назовём вещи своими именами. Киноработа низкого технического и сомнительного творческого качества, не лучшим образом смонтированная из чужих (!) кадров (лейблы федеральных телеканалов имело смысл замаскировать мозаикой), популяризирует не столько творчество легенд русской оперной сцены, которых в России ещё не успели забыть, а конкретную британскую культурно-образовательную ассоциацию, использующую имена Хворостовского и Образцовой как собственные «знамёна». Можно предположить, что именно эта ассоциация оплатила приезд артистов из Санкт-Петербурга в Сочи. Правда, славу и почёт ей пришлось делить с SIFFA.
К солистам и оркестру претензий нет, они заслуживают похвалы и… сочувствия: их использовали втёмную. Причём организация кинопрезентации на фоне всего, чем огорчил SIFFA, может быть признана образцовой. Но тут, судя по всему, сказался колоссальный опыт Сочинского концертно-филармонического объединения, профессионально решающего по заданию администрации города любые задачи, включая «обеспечение аудитории» – сгон публики: явно не обошлось без декорационных статистов в зале.
Кто по доброй воле пойдёт в Зимний театр слушать часовую лекцию Любови Балаговой-Кандур о секретах создания успешного кинофестиваля на примере SIFFA? Тем более что красной нитью через всю лекцию прошла мысль о профессиональном фестивальном сайте как главном условии эффективности. Кстати, свои мастер-классы, но уже в Олимпийском международном университете провели Мохи Кандур и Кирилл Разлогов. И если последний может в любой аудитории, даже спортивной, увлекательно раскрыть тему «Метаморфозы кинообразования: к столетию ВГИКа», то беседа первого, посвящённая его собственному восьмидесятилетию, была ориентирована на очень узкий круг избранных поклонников.
«АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»
В принципе, идея проводить в зимнем Сочи системные проекты с целью привлечения новых целевых групп отдыхающих – замечательная и правильная. Эту идею эффективно и при поддержке Министерства культуры РФ двенадцать лет в Зимнем театре и одновременно на других знаковых сценических площадках курорта воплощает Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета. Юрию Абрамовичу и Дмитрию Гринченко, гендиректору ЗАО «Русское концертное агентство», удалось добиться высокого творческого и технического уровня фестивальных программ: концертов, спектаклей, балетов, кинопоказов, выставок, мастер-классов, лекций, конкурсов, учебных курсов для фестивальных менеджеров, где всё – «без дураков». Не подкачала и идейно-идеологическая база фестиваля, давшего старт Культурной олимпиаде, достойно сопровождавшего Олимпиаду-2014 и с успехом существующего поныне.
У SIFFA с идеологией «не очень». Даже аббревиатура навевает медицинские ассоциации, а мантры президента кинофестиваля, транслируемые через СМИ, о мосте дружбы, возводимом «между странами и народами благодаря искусству кино», не то чтобы совсем потеряли силу, но уже вызывают сомнения.
Возможно, прообразом моста дружбы для миссис Балаговой-Кандур стал Крымский мост? И Великобритания – страна с такими родственными корнями и настолько общими духовными скрепами, что Россия и её летняя столица просто обязаны материально и морально вкладываться в ещё одну стройку века: «Сочи – Лондон»? И если по этому мосту будут ездить-ходить только организаторы SIFFA и их многочисленные друзья, затраты уже можно считать окупившимися?!
Хотя, честно говоря, в мифы о толпах туристов из Великобритании и Франции, спровоцированных ежегодными презентациями SIFFA, не верится, а сами презентации, не исключено, служат «питанию Эго» и свободно конвертируемым пиар-стратегиям с материальным прицелом. Причём даже сочинцы ради внеконкурсных бесплатных (!) показов не штурмуют муниципальные кинотеатры – залы практически пустые. Впрочем, в последнем случае причиной может быть… неэффективное оповещение о сеансах. Да и в Интернете сегодня найдёшь всё что угодно на любом языке. Нет, вопреки вразумлениям коэффициента полезного действия, русские киносеансы с английскими субтитрами в каком-нибудь лондонском кинотеатре могли бы потешить чьё-нибудь самолюбие...
На пресс-конференции кинофестиваля, проходившей в ноябре 2018-го в лондонском представительстве Россотрудничества, Любовь Балагова-Кандур, рассказывая о новой внеконкурсной программе «В фокусе – регион», отметила, что Северный Кавказ может с полным правом претендовать на звание «одной из древнейших колыбелей человеческой цивилизации». И в доказательство сообщила: «На прошлой неделе учёные обнаружили остатки древнейшего в мире нетронутого затонувшего корабля. Этому кораблю – 2400 лет. Он прекрасно сохранился на дне в глубинах Чёрного моря в миле от побережья Болгарии…»
Наверное, по тому же принципу древнегреческая богиня радуги объединила туманный Альбион со Страной берёзового ситца: инглиш руси бхай бхай? Безусловно, желаемое можно бесконечно выдавать за действительное, пока от слова «халва» во рту не станет приторно сладко. В доказательство – ещё одна воодушевляющая декларативная цитата с официального сайта SIFFA: «В современном мире, разобщённом из-за политических разногласий и конфликтов, наша миссия – построить культурный мост между Россией, Великобританией и остальным миром; способствовать популяризации визуального повествования, человеческих чувств, переживаний и их драматической интерпретации; а также передать мощное послание надежды для всего человечества».
Ради справедливости стоит отметить, на декабрьской пресс-конференции в сочинском Зимнем театре по случаю открытия кинофестиваля один из спикеров попытался подвести историческое обоснование российско-британского проекта. Вспомнил, что первые дипломатические отношения между нашими странами установлены в 1553 году, когда Русское царство посетил представитель короля Эдуарда VI – капитан Ричард Ченслер, первый посол Англии при Иване Грозном. Мол, благодаря Ченслеру Грозный испытывал такое глубокое доверие к Англии, что не исключал возможности временно переселиться туда при смуте на Руси. То есть неоднократные разрывы дипломатических отношений лишь подтверждают взаимное неравнодушие, от которого до страстной любви – один шаг. Необходимо без «прогибов под изменчивый мир» идти по направлению друг к другу. И рано или поздно завоюешь отвергающее тебя сердце. Спорно, но почему бы нет?
А вот с вечным Искусством и прославляющими его фестивалями-праздниками дело обстоит определённее: они нужны повсеместно и всегда. Пусть расцветают сто цветов! Не исключение – «цветочек аленькой», диковинный представитель семейства Астровых, ставший символом Шотландии. Остальные, «не востребованные» временем и природой, увянут сами.
Григорий Филиппов