Перейти к содержанию
  Понедельник 02 октября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    08 мая 2013 г.
Колумнисты

Мой скромный патриотизм

Макаров Анатолий Макаров Анатолий — 08 мая 2013

Не скрою, стремление сохранить в своих сочинениях здравый смысл и посильную объективность популярности среди граждански воспалённых знакомых мне не прибавляет.

– Ты что же, никак патриотом заделался? – с брезгливой снисходительностью интересуется приятель-либерал, с которым мы когда-то втихаря передавали друг другу заветный самиздат.

– Ты что же, оказывается, западник? – с подозрением смотрит на меня другой коллега, некоторое время благосклонно веривший в моё «истинно русское» предназначение.

Ну что ты будешь делать? Не станешь же предварять каждую заметку заверением в совершенной лояльности каждому разумному мировоззрению! Но вдруг озарило: в начале мая отмечается дата, навсегда сформировавшая строй моей бедной души, сообщившая ей ту самую гармонию, которая и позволяет мне не страдать от мнимых противоречий. Не стесняться ни любви к Отечеству, ни симпатий к древним камням Европы. Самый подходящий повод объясниться.

Я понимаю, почему с такой иронией клеймит меня товарищ почтенным словом «патриот», догадываюсь, отчего в уничижительном контексте звучит оно нередко в эфире.

Без сомнения, неприязнь и отторжение вызывает патриотизм самодовольный, хвастливый, помпезный, тот самый, посредством которого испокон веков любая элита отождествляет себя с «историческими достижениями» и себе же самой приписывает роль главной национальной святыни. Но какое это имеет отношение ко мне?

Мой патриотизм совсем иной – молчаливый, стеснительный, сокровенный. Не в державных залах, залитых ослепительным сиянием наград, воспитанный, а в послевоенных дворах, в очередях за мукой и мылом, на стадионах, где за наших играли не бразильцы, а ребята с наших же дворов. Не под пафосные стихи, прочитанные поставленными актёрскими голосами, а под трофейный аккордеон, а больше всего под вдовий плач, охвативший незабвенной майской ночью нашу коммуналку.

Задавались ли вы когда-либо вопросом, почему так щемяще элегичны русские военные марши? Казалось бы, столько врагов разгромили, столько держав покорили, «веселися, храбрый росс», торжествуй, красуйся, в «Прощании славянки», в «Тоске по Родине» да и в окуджавовской песне «И, значит, нам нужна одна победа, Одна на всех. Мы за ценой не постоим!» слышна такая мужественная печаль, такая пронзительная правда о том, чем за победу платят, от которой сжимается сердце.

Может быть, в этой правде и кроется тихая, не заносчивая, не бравурная гордость. Не подвигами – тем, что мы испытали и пережили. Она-то и заставляла нас, пацанов, рванину лихой поры, бежать за военными оркестрами, а на самом деле воспарять своею слабою душою в майское небо, от ещё не осознанной, но угаданной причастности к чему-то такому, что наполняет смыслом твою ничем не примечательную жизнь.

А когда летним днём по Садовому кольцу вели бесконечные колонны пленных немцев, из толпы москвичей, стоявших на тротуарах, не донеслось ни оскорбительного свиста, ни мстительного крика. И это тоже была настоящая гордость, не унижающая себя ни злорадством, ни сведением счётов.

Я не так уж рассчитываю увлечь кого-либо из современных читателей признаниями спасённой от бомбёжек безотцовщины, вкусами и симпатиями, имевшими своими истоками эвакуацию и послевоенное дворовое детство. Но заклинаю нынешних скептиков, особенно из числа мастеров дегероизации, молодых авторов якобы правдивых телефильмов о реалиях неведомой им эпохи – не уподобляйтесь тем глумливым пошлякам, которые лет двадцать назад упражнялись в мерзком остро­словии: и чего это, мол, так носятся с этой победой, ну проиграли бы немцам войну, делов-то, пили бы сейчас баварское пиво. Не путайте небрежно-чиновную официозность со скромным и стыдливым патриотизмом простых людей, не воротите нос, не пожимайте недоумённо плечами – он не только во время войны служил для них бронёй и опорой, помогал сохранить живую душу.

Сорок с лишним лет назад молодым журналистом я вступил в неистовый скандальный спор с влиятельным редактором чрезвычайно популярного еженедельника, в котором начинал свою карьеру. В те дни Москва хоронила трёх космонавтов, погибших буквально в момент возвращения на Землю. После десятилетия космических триумфов эта гибель, напомнив о том, чем, как за победу, приходится платить за прогресс и престиж, буквально ударила в сердца простых людей. Нам с фотографом Виктором Ахломовым поручили сделать репортаж из траурной очереди, тянувшейся вдоль московских бульваров. Тонко чувствующий настроение толпы, мой соавтор мастерски запечатлел народное горе: неподдельную скорбь московских работяг, растерянность молодёжи, слёзы старух, со времён войны не оплакивавших героев.

С ощущением некоторой профессиональной гордости мы разложили горькие снимки на широком редакторском столе. Не похвалы ожидали мы, а профессионального мужского одобрения. И получили дикий, истеричный разнос. «Что за гадость вы мне подсовываете!» – заходился в крике влиятельный редактор, с брезгливым пренебрежением сбрасывая со стола изображения горюющего народа.

Теперь я понимаю, что застарелый страх переплетался в редакторском гневе с официальными сусловскими установками: печаль должна быть монументальна, державна, исполнена величия и жизнеутверждения.

Тогда мне было ясно одно: редактор стыдится того будничного, простецкого, непафосного народа, стесняется бедной его одежды, терпеть не может его искренних беспартийных слёз. Всё это, к сожалению, тоже срываясь на скандальный крик и не думая о последствиях, я в лицо высказал влиятельному редактору. Чем до сих пор, на финише своей карьеры, горжусь едва ли не больше, чем некоторыми её публичными достижениями. Кстати, вполне допускаю, что именно потому она и не задалась ни в застойные, ни в перестроечные времена. По причине всё того же некрикливого, сокровенного патриотизма.

123

Анатолий Макаров

Макаров Анатолий Сергеевич — писатель, пе...
Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Ехать или не ехать?

27.09.2023

Парки и небоскрёбы

13.09.2023

Чайковский и газ

05.09.2023

В инженеры бы пошёл...

30.08.2023

Ожидания и правила

23.08.2023

Великий магнат

236 голосов

Чья Победа?

188 голосов

Пролетая над пропастью во ржи

187 голосов

В ожидании музыки

149 голосов

Двадцать тысяч лет над Землей

148 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Сериал Утрата Писатели Век
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты