Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 27 октября 2023 г.
Литература Интервью Юбилей

Мучительное счастье

Стихи нужно выносить, как женщина вынашивает ребёнка

27 октября 2023

Известный поэт Виктор Кирюшин отметил 70-летие. В беседе с корреспондентом «ЛГ» он размышляет о природе поэзии, об отличии хороших стихов от очень хороших и о творчестве молодых авторов.

– Думается, вас можно отнести к «тихим лирикам». Такими были Рубцов, Прасолов, Тряпкин, Дмитриев, Анищенко… Согласны? Были знакомы с кем-то из них? Кто ещё продолжает сегодня эту поэтическую линию?

– Все эти определения, рамки в поэзии, конечно, условны. Те поэты, которых вы назвали, весьма разнятся по творческой манере, стилистике, лирической интонации. Сам я по характеру склонен к созерцательности, вдумчивости, наблюдательности и, наверное, этим чем-то похож на них.

Знаком был хорошо с Николаем Дмитриевым, с Тряпкиным и Анищенко – поверхностно.

Поэтическую линию «тихой лирики» сегодня, на мой взгляд, продолжают Юрий Перминов из Омска, Евгений Чепурных из Самары, Светлана Сырнева из Кирова… Опять-таки речь только о формальных признаках: каждый из них глубоко индивидуален.

– Кого считаете своими учителями в поэзии и жизни?

– У меня не было непосредственных наставников, то есть людей, которые учили бы тайнам поэтического ремесла. До всего доходил сам. А в жизни… Мне повезло на встречи с интересными, глубокими людьми. Удачей считаю встречу и годы общения с Николаем Константиновичем Старшиновым и Владимиром Андреевичем Костровым. Счастьем было просто разговаривать с ними о жизни, литературе. Оба досконально знали русскую поэзию. А мы ещё и рыбачили вместе.

– А бывало, что вы прекращали писать? Сколько длилась разлука с поэзией?

– Кажется, Илья Сельвинский писал: «Я поэт круглосуточного вдохновения». О себе такого сказать не могу. Периоды молчания длятся у меня по полгода и больше. К этому надо относиться спокойно: душа созревает. За годы поэтической работы – а это более полувека – написано не так много. Пишу медленно и мучительно. Возможно, я просто ленив и работе за столом предпочитаю реку, лес, поле. Но себя не переделаешь, да и поздно уже. А разлуки с поэзией у меня не бывает: если сам не пишу, то читаю или перевожу.

– Кем хотели быть в детстве? Вряд ли поэтом…

– Что-то и не помню, кем я хотел стать. Но уж точно не поэтом и даже не журналистом. У меня было смутное представление, чем занимаются эти люди. Хотя стихи или что-то похожее на стихи стал сочинять очень рано: в младших классах школы. Первое было опубликовано в районной газете, когда учился в седьмом классе. Стихи и привели в журналистику: после армии пригласили в заводскую многотиражку, где раньше публиковался.

У меня было счастливое детство. Родители работали, а я целыми днями пропадал на реке. До сих пор помню каждый её поворот, имевший своё название: Власова будка, Тихий вир, Девичий песок, Воробьёвка, Корчажки… Разве не поэзия?

– Вы периодически ведёте семинары, занимаетесь с молодёжью. Какие чувства вызывает творчество молодых поэтов? Какие темы и сюжеты разрабатываются ими?

– Признаюсь, что всё больше разочаровываюсь в этой деятельности. Поэт, если он обладает хоть каким-то даром, всему научится сам. А если дара нет, то и учить бесполезно. Для меня сомнительно само понятие поэтического мастерства. Ахматова, когда кто-то заметил, что ей с её поэтическим опытом стало легче писать стихи, ответила: «Голый человек на голой земле. Всякий раз». Лучше, пожалуй, не скажешь.

Молодых поэтов читаю с интересом. Не хочу никого обидеть, но мне кажется, они слишком камерны, слишком замкнуты на себе. Много словесной эквилибристики, того, что иногда называю поэтическим атлетизмом. Но это, скорее, болезни роста – у большинства пройдёт. Понятно, что это общее впечатление. О каждом нужно говорить отдельно.

– Поэзия – это метафоры, неологизмы, авторская интонация – а что ещё?

– Поэзия – это прежде всего интуиция, озарение. И формула Пушкина: «Искренность драгоценна в поэте!» Всё остальное тоже важно, но всё-таки это прикладное. А вообще, тайна сия велика есть. Вон у Блока и рифмы почти сплошь глагольные, и другие «недостатки» при желании можно обнаружить, а поэзия его очаровывает. Тайна…

– Чем отличается хорошее стихотворение от очень хорошего?

– Долготой эха, послевкусия. Очень хорошее стихотворение звучит в душе ещё долгое время.

– Ощущаете ли такую субстанцию, как «предстихи»? Что помогает вам «домолчаться до стихов»?

– Да, конечно. Стихи нужно выносить, как женщина вынашивает ребёнка. Ни усидчивостью, ни трудолюбием здесь не возьмёшь. Опять-таки мудрец Пушкин: «Сижу, сижу три ночи сряду и высижу трёхстопный вздор».

Просто прислушивайся к собственной душе, не пропусти момент, когда нужно садиться за стол.

– С какой строчки обычно начинаете работать над будущим стихотворением – с первой, последней, кульминационной?

– Иногда даже не со строчки, а со слова. Крутится в голове, начинает обрастать смыслами, образами. Не всегда знаешь, как закончишь стихотворение, куда тебя выведет. Этим процесс и интересен.

– Какова в лирических стихах оптимальная пропорция рационального и эмоционального, мысли и чувства?

– Если бы я знал… Эта пропорция каждым поэтом ощущается индивидуально. Понятно, что на одних эмоциях далеко не уедешь, но и зарифмованные и записанные в столбик мысли ещё не поэзия. Наверное, талант в том и состоит, чтобы чувствовать эту пропорцию интуитивно.

– Пробовали себя в драматургии, критике, прозе, переводах?

– Драматургией никогда не занимался: не моё. Из прозы у меня только с десяток рыболовных рассказов. Переводами заниматься люблю. Это прекрасное занятие, когда не пишется своё. Перевожу по подстрочникам. Это обычная практика, которой пользовались наши предшественники, в том числе выдающиеся поэты. Только что вышла моя новая книга «Родное», в каком-то смысле итоговая. В ней представлены и переводы с серболужицкого, грузинского, казахского языков. Стараюсь работать с поэтами, которые пишут на родном языке, но хоть в какой-то мере знают русский.

– Весной вы в составе писательской бригады побывали в зоне действия СВО. Не было страшно ехать? Как реагировали военные на лирические стихи?

– Нет, страшно не было. Там двадцатилетние воюют и жизни свои кладут – чего мне-то бояться? Признаюсь, что до поездки испытывал сомнения: нужны ли там вообще стихи? Оказалось, нужны. Только бойцы просили читать стихи не о войне, а о мирной жизни, семье, детях, любви. Психологически это понятно.

– Кого ещё в вашей семье привлекла литература?

– До меня в нашей семье не было литераторов, так что даже родители смотрели на меня с удивлением. Правда, дед по линии отца много читал. Внуки, а их у меня двое, пока тоже не проявили литературных способностей. И не надо. Литературный дар – это счастье, но счастье мучительное.

«ЛГ»-ДОСЬЕ

Виктор Фёдорович Кирюшин родился в 1953 году в городе Брянске. Поэт, переводчик, публицист. Член Союза писателей СССР с 1989 года. Член Союза журналистов России. Окончил факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. Прошёл путь от корреспондента многотиражной газеты до главного редактора издательств «Молодая гвардия» и «Сельская новь». Стихи публиковались в «Литературной газете» и «Литературной России», журналах «Нева», «Юность», «Москва», «Наш современник», «Поэзия», «Сибирские огни», «Молодая гвардия», «Огни Кузбасса» и др., альманахе «День поэзии», антологиях «Венок славы», «Русская поэзия: ХХ век», «Русская поэзия: ХХI век», «Час мужества», «Молитвы русских поэтов» и других. Автор шести поэтических книг, а также переводов с французского, болгарского, серболужицкого, грузинского, казахского языков. Лауреат премии Ленинского комсомола в области литературы и искусства, Всероссийских премий имени Тютчева «Русский путь», имени Николая Гумилёва, Марины Цветаевой, Международной премии имени Андрея Платонова «Умное сердце», Независимой премии имени Бориса Корнилова и других. Золотой лауреат фестиваля-конкурса «Русский Stil» в Германии, «Литературная Вена» в Австрии. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Живёт в Москве.

Поздравляем Виктора Фёдоровича Кирюшина с юбилеем! Здоровья, счастья, новых пронзительных строк!

Обсудить в группе Telegram

Юрий Татаренко

Родился в 1973 году в Новосибирске. Член Союза ... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Сказка с явью грустят наравне

    12.05.2025
  • «Особая для наших душ минута...»

    11.05.2025
  • Звучит над озером романс

    11.05.2025
  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Антон Лубченко: «Я ведь по жизни – странник»

    1513 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS