Вслед за «Россией 1» боевик, в котором расследуются преступления послереволюционных лет, показал канал НТВ. «Подкидыш» Антона Борматова и «Ростов» Павла Дроздова очень похожи не только по времени действия – 20-е годы, но и по фабуле – борьбу с криминалом возглавляют бывшие бандиты. Но есть и различия: на «России 1» сериал снимали, норовя по максимуму изобличить коммунистов, на НТВ же, напротив, старались не слишком отступать от сложившихся в советское время канонов революционного детектива. У кого получилось лучше?
Действительно, традиции сериалов 70-х («Рождённая революцией», «Государственная граница» и других) очень сильны – эти фильмы и сейчас смотрятся хорошо – артисты в них, как однажды остроумно заметил Владимир Меньшов, «с каждым годом играют всё лучше и лучше», и исторической правды и психологизма там куда больше, чем в нынешних типа какой-нибудь «Мурки». Вспомним в «Границе» сцену прощания бывшего царского офицера (его играл Игорь Старыгин) с матерью (Вия Артмане), которая не простила ему сотрудничества с большевиками. Уже тогда был достигнут некий гуманистический консенсус: и среди злейших врагов коммунизма могли быть герои, достойные сочувствия (такие, как лавренёвский Говороухо-Отрок, булгаковские Хлудов и Чарнота, поручик Брусенцов из «Служили два товарища» и многие другие).
В обоих сериалах есть опытные сыщики, пришедшие на советскую службу из царской полиции, в этом, конечно, нет ничего нового и удивительного. При любых режимах «есть такая профессия – Родину защищать». В том числе и от бандитов. Царские офицеры с голодных лет военного коммунизма охотно шли на государственную службу.
Удивительно и совершенно неправдоподобно другое, как в уголовный розыск первого сериала в качестве следователя мог попасть урка, бандит по кличке Подкидыш? Ну, ладно милицейские документы он мог украсть, но как сотрудники Ленинградского УГРО не раскусили его и как он мог так долго их дурачить? Ведь почти до последней серии Подкидыш планировал ограбить милицейский склад с реквизированными у буржуев ценностями... Ну, предположим, что могли быть на службе такие восторженные стихоплёты, как милицейский начальник Суббота (Тимофей Трибунцев хлёстко сыграл доверчивого советского лопуха). Но среди «ментов» и «мусоров» в 20-х (кстати, таких терминов тогда ещё не было), кроме этого помешанного на коммунистическом агитпропе идиота, были и профессионалы вроде старого спеца-криминалиста (Сергей Барковский).
Подкидыш, очень серьёзно сыгранный Антоном Шагиным, по поступкам смесь Гамлета и Хлестакова, вор он идейный, советскую власть люто ненавидит и передаёт это своё отношение окружающим. И они себя ведут так, как будто постепенно под влиянием Подкидыша проникаются сокровенным знанием о том, что все коммунисты либо дураки, либо сволочи.
Внутренний Станиславский устал кричать своё «не верю», интересно было только, как сценарист Дмитрий Новосёлов выпутается из этой придуманной ситуации «бандит-милиционер». А очень просто – Подкидышу в милиции верят, потому что он с необыкновенной лёгкостью распутывает все дела! Вокруг все дебилы, и милиционеры, и городское начальство, в том числе тогдашний глава города Зиновьев, а Подкидыш, поскольку знает все воровские прихваты, становится гением сыска. Мы должны верить также тому, что красавица-комсомолка Анна, которую играет Аглая Тарасова, влюбится в этого плюгавого уголовника с первого взгляда...
Финал – головокружительный, наконец случайно выясняется, что лучший милиционер Ленинграда – на самом деле урка, его сажают, потом выпускают из тюрьмы, чтобы он раскрыл последнее дело, и он из любви к Анне, дружеских чувств к Субботе и другим ментам героически ловит опаснейших преступников, но проклятые коммунисты не выполняют данного обещания и сажают благородного урку, ставшего настоящим героем, назад в тюрьму. Он мог бы сбежать, но отказывается, дабы стать достойным своей возлюбленной Анны.
Получилась «Рождённая революцией» наоборот: там пришедшие в милицию рабочие и комсомольцы ловили уголовников, а в «Подкидыше» контрреволюционно настроенные уголовники ловят коммунистов и совслужащих, которые сплошь взяточники, воры и убийцы. Смотрелось, как странное фэнтези, в нём время от времени звучала музыка… Раймонда Паулса, хотя в титрах я его фамилии не увидел.
«Ростов». Артур Смольянинов
Сценаристы же «Ростова» Рамиль Ямалеев, Егор Головенкин об исторической правде позаботились куда больше. Их Козырь – красный командир, да, когда-то был в Ростове известным авторитетом, но в тюрьме и на войне пересмотрел свои взгляды, и то, что его назначили в послевоенном Ростове руководить уголовным розыском, не вызвало никакого удивления – легендарный комбриг, член Реввоенсовета СССР Котовский тоже в молодости был уголовником, а кем стал! Козыря играет Артур Смольянинов, и, надо сказать, ему веришь. И в то, что герой был бандитом, и в то, что перековался, стал настоящим идейным борцом с бандитизмом. И он вызывает симпатию. В отличие от него, Подкидыш какой-то немотивированно злой, всех (ментов, коммунистов, уголовную шантрапу) презирает-ненавидит, а Козырь – человеколюбивый, и своих сотрудников бережёт, и уголовников, на ком крови нет, тоже. И гакает обаятельно.
Сериал похож на «Ликвидацию», но, к сожалению, той плотности жизни, страсти, характеров, тех красок нет. Ростов-папа не меньше Одессы-мамы, но смотрелся довольно куцым городком.
И здесь ещё одно, что объединяет сериалы. В «Ростове» нет ни Ростова, ни Дона. А в «Подкидыше», действие которого происходит в Новгороде и Ленинграде, нет ни Ленинграда, ни Новгорода – видно, продюсерам приходилось экономить на всём: и актёрский ансамбль очень неровный (после того как убили очень яркого бандита Котелка в исполнении Ивана Охлобыстина следить особо было не за кем), а уж о декорациях, предметах быта, приметах и городских пейзажах 20-х годов и говорить не приходится.