Когда железнодорожный вокзал становится архитектурным символом города – это требует отдельного рассказа. Так случилось в Мурманске – северном форпосте России. Последнем городе, который начали строить ещё в Российской империи, и первом, построенном в Советской России.
В Первую мировую трасса к незамерзающему заливу на Мурмане была необходима армии и тылу, чтобы бесперебойно доставлять военные грузы от союзников в условиях блокады Чёрного и Балтийского морей. Поэтому и строили железную дорогу в Романов-на-Мурмане спешно: более тысячи километров пути проложили всего за полтора года. И это – в болотистом краю, да ещё в военное время. Подъездные железнодорожные пути выходили прямо к причалам. Своё первоначальное название город носил совсем недолго: сразу после Февральской революции ещё недостроенный город переименовали в Мурманск.
Первый городской вокзал возвели в 1916 году, во время строительства Мурманской железной дороги. Это было скромное рубленое здание с большой печью, в 1922 году погибшее во время пожара. К тому времени стратегическая важность Мурманска была очевидна всем. Он стал важным звеном на огромном и извилистом транспортном пути от Северного до Тихого океана. Дорогу достраивали, деревянные мосты меняли на железобетонные. Продумывали новые торговые маршруты в хаосе нэпа. Отряд мурманских железнодорожников, восстановивший трассу, стал первым трудовым коллективом Заполярья, награждённым орденом Трудового Красного Знамени.
Быстро построили и новое – снова деревянное – здание вокзала. Сохранилось немало его фотографий. Уютный корпус напоминал русскую избу из сказки. На Севере сказки особенно любят: долгие, бесконечные зимы, длинные вечера способствуют фольклорным традициям.
В правом корпусе вокзала находилась служба движения. Над входом висела вывеска «Мурманск», над ней – небольшой портрет Ленина, серп и молот со звездой и часы с круглым циферблатом. Рядышком – колокол и площадка со скамейками для ожидающих поезда. Это место полюбили все северяне – и жители, и гости города. Мурманский историк и краевед, почётный гражданин города Алексей Киселёв писал: «Особенно много здесь собиралось народу, когда прибывал вагон-синематограф, где крутили американские фильмы. Приходил в Мурманск и специальный агропоезд, пропагандировавший огородничество и животноводство, раздающий семена для посевов и листовки на сельскохозяйственные темы». Там назначали свидания, там начинались многие деловые переговоры. Мурманск стал опорным пунктом освоения Арктики и Северного морского пути. В город часто приезжали знаменитые полярники, к которым в те годы относились как к настоящим героям.
Эту идиллию нарушила война. В Великую Отечественную Мурманск стал важнейшим пунктом, связывавшим нашу страну с союзниками по антигитлеровской коалиции. Поэтому гитлеровские стервятники бомбили его немилосердно – почти сровняв с землёй крупнейший город мира, расположенный за полярным кругом. В руины превратился и вокзал. Но город выстоял – как и вся страна. После войны было принято решение не торопиться и построить здание, достойное замечательного города, который, без преувеличений, должен был восстать из пепла. Архитектор Н.Ф. Шимбаревич предложил замечательное решение: настоящее монументальное здание, напоминающее дворцы XVIII века, – со шпилем на круглом куполе. А венчает шпиль красная звезда…
Установка шпиля на здание вокзала
Центральный корпус нового вокзала вступил в строй в 1954 году. Левое крыло сдали в 1961-м. А между этими событиями произошло настоящее чудо. Высокий шпиль со звездой устанавливали с помощью вертолёта – и лётчикам, которые безукоризненно выполнили эту операцию, присвоили высокие государственные награды – вплоть до звезды Героя Социалистического Труда.
С тех пор именно с этого здания начинается Мурманск – и в прямом, и в переносном смысле. Так и нужно строить вокзалы – как настоящие парадные ворота города. Подобная традиция в нашей стране пошла со времён зодчего Константина Тона, построившего Московский вокзал в Петербурге и Петербургский – в Москве.
Именно здесь, на мурманском вокзале, ступил на российскую землю знаменитый Фидель Кастро, прибывший в наши края морем. Город помнит об этом и помнит душевную встречу, которую устроили кубинскому лидеру на вокзальной площади – не по разнарядке. Фиделя в народе любили искренне. Он радовался снегу, который казался ему немыслимым в апреле, на вокзале ему выдали куртку и армейскую шапку. В этом облачении Кастро объехал пол-России. Команданте, почти не знавший русского языка, тепло общался с людьми. Сколько раз он ещё приезжал в СССР, сколько было путешествий по России – кстати, чаще всего – в поездах. Но мурманский снег он запомнил навсегда!
Лидер кубинской революции Фидель Кастро (слева) и Анастас Микоян во время митинга на мурманском вокзале, 1963 год. / Владимир Савостьянов / ИТАР-ТАСС
На вокзале Мурманска и сегодня трудятся люди отзывчивые, влюблённые в свою профессию, в свою миссию – объединять города, открывать для России Заполярье, суровый, но гостеприимный край.
По многолетней традиции каждый раз, когда прибывает или отправляется поезд № 21/22 Мурманск – Санкт-Петербург мурманского формирования, на вокзале по громкой связи звучит мелодия «Я люблю моё Заполярье», неофициальный гимн края. В наше время освоение Арктики снова признано стратегически важной задачей. И снова многие проекты, связанные с Северным морским путём, начинаются в Мурманске. А Мурманск начинается с вокзала.