Полтора года назад в России стартовала программа раздельного сбора коммунальных отходов и их утилизации. Что успели за это время? По сути, лишь поднять тарифы. По данным Счётной палаты, по-прежнему перерабатывается не более семи процентов отходов, остальное, как и раньше, вывозится на полигоны, мусоросжигательные заводы простаивают из-за нехватки сырья, а число несанкционированных свалок увеличилось до 27 тысяч.
Когда реформа только затевалась, больше всего опасений было из-за нас, граждан, которые, по мнению противников реформы, несознательны и социально безответственны, а посему сортировать свои отходы не будут. Не знаю, какова ситуация в масштабах всей страны, но вот большинство моих соседей (а в доме шестьсот квартир) оказалось сознательным. Когда появились контейнеры для раздельного сбора отходов, стекло и пластик перестали швырять в мусоропроводы, а начали выносить во двор и бросать в соответствующую ёмкость. Сказалась и социальная реклама, и усилия управляющей компании, обклеившей все лифты, холлы и саму контейнерную площадку подробными инструкциями.
Да, кто-то что-то путал, кто-то вредничал, однако в целом правила всё же соблюдались, и с течением времени наверняка бы и самые тупоголовые научились отделять пивные бутылки от одноразовой посуды. Но… через месяц уже никто ничего не сортировал. Почему? Региональный оператор, ради удобств которого мы так старались, вываливал содержимое всех контейнеров в один мусоровоз.
Главным тормозом реформы оказались вовсе не граждане. Региональным операторам выгоднее свозить всё на полигон, а не тратиться на спецтехнику и окончательную сортировку (а сортировать, во всяком случае первое время, придётся).
Теоретически вывоз, например, стекла или пластика можно было бы отдать мелким предпринимателям. В некоторых местах такие люди появились, но очень быстро от бизнеса отказались. Чтобы хоть что-то заработать, нужны объёмы, а значит контейнеры (а это дополнительные расходы) и место, куда их поставить. На свои площадки операторы их не пускают, а свободного пространства во дворах большинства городов попросту нет.
На «мусорную» реформу правительство выделило из федерального бюджета 8,9 млрд рублей, но этих денег вкупе с платежами населения, судя по общему плачу регионов и операторов, ни на что не хватает. Минприроды выход видит в увеличении поступлений в отрасль от экосбора до 134 млрд рублей. Но в таком случае крупные производственные компании придётся освободить от обязанности утилизировать свои отходы, а это противоречит самой концепции реформы.
Во всём мире и вывоз, и переработка отходов – дело прибыльное. У нас потенциал отрасли оценивается в 1,4 млрд долларов. Почему же с раздельным сбором и переработкой ничего не получается? Бросились в воду, ничего не просчитав и не видя броду?
В 32 регионах мощности полигонов для твёрдых бытовых отходов будут исчерпаны к 2024 году, а в 17 из них – уже до 2022-го.