Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 февраля 2024 г.
Литература Авторская рубрика

Музейные люди

01 февраля 2024

Один мой знакомый актёр пошёл для подработки в музей. Актёрская профессия ненадёжна: то есть, то нет, а деньги нужны. Думал, эти небольшие деньги будут лёгкими. Ошибся.

Говорит: «Работа в музее во многом похожа на тюремное пространство, где ты являешься надзирателем».

Жизнь здесь тянется тихо, однообразно. Прямоугольник окна. Стульчик. И график достаточно строгий. Пост принял, пост сдал, десятиминутки на воду и туалет, два тридцатиминутных перерыва, когда можно поесть.

Мой знакомый актёр говорит: «Для того чтобы примерно представить себе музейную жизнь, сделайте следующее: придите на выставку, а потом вообразите, что проведёте на этой выставке десять часов».

Один и тот же Ван Гог, один и тот же Матисс, один и тот же (если другой музей) Шишкин. Или, например, один из четырёх – легендарный чёрный квадрат.

Тикают часы, если бы сейчас были часы, которые тикают, весна сменяет одна другую, розовеет небо...

И рядом такие же тихие люди. Тихие и скромные. «Они знают, что музей то редкое место, где человек не является главным».

«Что вы сказали? Не слышу». «Простите, что вы сказали?» Они говорят так тихо, что временный новый товарищ не может их иногда расслышать. «В перерывах, даже на заполненной работниками кухне, как правило, стоит тишина».

Он говорит, сравнивая театральных людей и музейных (вот и название для текста выскочило): «Я привык, что в театре люди не являются теми, кого из себя изображают. Ну скажем, Тильтиль и Митиль, ещё пять минут назад говорившие фальцетом о высоком, сидят в гримёрке, тушат бычки и спорят, кто сегодня сыграл хуже. А музейные нет, другие. Среди них, кстати, много, как я, молодых. Даже после работы говорят о живописи, об уличном искусстве, о природе перформанса, спорят о цвете».

А вот и тема небольших денег. Оказывается, эти люди всё время ходят с бумажными книгами, никаких читалок. «А вы ведь знаете, сколько нынче стоит бумажная книга».

И ещё очень боятся за картины. Мы все помним этих тетушек, которые в любом музее на тебя шипят, кто по-русски, кто по-французски: «Отойдите на полметра». А тут молодые – видимо, это не зависит от возраста, просто действительно переживают за вверенных им неживых существ. «Ответственность за исполнение их работы скорее моральная, нравственная, ведь если ты не уследишь за картиной и она, не дай бог, будет травмирована, то как дальше с этим жить? Пусть с тебя не возьмут штраф, но ведь это ты виноват, что шедевру нанесён урон».
Но картины в порядке, и тихие музейные люди сидят на своих стульчиках: тишина тишину сторожит.

«Я знаю, что не останусь здесь надолго, – говорит мой знакомый. – Моя природа не создана для тихого жречества, и душа ежедневно бунтует, просясь в центр, но этот опыт я никогда не забуду».

...Жизнь не похожа на музей. Там, за его стенами, всё кипит, говорит громко, часто кричит. Мы не созданы для тихого жречества. Для звуков сладких и молитв, впрочем, тоже. Наши слова горькие. Наши слова громкие. Но уж время такое. Оно любой наш голос переорёт.
Нас так долго Европа и США учили жить, что мы даже привыкли не обращать на них внимания. Выходишь из музея, открываешь телефон и узнаёшь, что США и Британия начали спецоперацию: открыто и без каких-либо санкций той же ООН бомбят Йемен и Ливан.

И ни одного стыдливого музейного чёрного квадратика в ленте у твоих когда-то бывших знакомых.

Обсудить в группе Telegram

Дмитрий Воденников

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS