Русский мир: характер, быт и нравы: В 2 т. – М.: СЛОВО\SLOVO, 2009. – 592 с., 544 с., с ил.
Серьёзный труд, богатый фактическим материалом и содержащий взвешенные выводы и суждения обо всех сторонах русской жизни как в древности, так и в наши дни. Тематика книги охватывает положение Руси, Российской империи, СССР, Российской Федерации в мире; внутреннюю ситуацию в стране; место и роль религии в жизни русского народа; экономику и трудовую деятельность; семейные отношения; проблемы воспитания детей; особенности и традиции быта – от крестьянского до высшего общества. Автор уделяет большое внимание светлым сторонам жизни, избегая при этом излишней сентиментальности и идеализации представителей любого слоя общества, и с такой же спокойной объективностью пишет о сторонах тёмных, сводя в итоге светлое и тёмное в единую картину мира. Несомненной является приверженность автора традиционным нравственным ценностям: «В России из верности мужу, даже умершему, чуда или подвига никто не делал. Достаточно вспомнить поколение послевоенных лет. Сколько их, вдовствующих осанистых старух, совсем недавно доживало свой век в России. Потеряв ещё совсем молодыми женщинами мужей на войне, они вдовствовали по 40 и 50 лет, работая, поднимая страну, воспитывая детей, страдая и мучаясь от женского одиночества, но не сгибаясь и не теряя присутствия духа. И как-то невозможно их жалеть за то, что так и не узнали они «радостей секса», широко пропагандируемых сегодня в качестве важнейшей жизненной ценности. Наверное, потому, что познали они нечто большее и важное. Показательно, что в России повышенный интерес к сексуальной тематике характерен для периодов кризиса (начало ХХ в., современность) как попытка заполнить душевную пустоту».
Подробно анализируется в книге культурная среда России, прослеживается связь культуры с повседневной жизнью. В главе «Традиции крестьянского мира и современность» рассматривается творчество писателей-деревенщиков – Валентина Распутина, Фёдора Абрамова, «пытавшихся привлечь внимание читателей к проблемам вымирающих деревень… Они писали произведения всё о тех же вечных ценностях крестьянской жизни, которые и входят в понятие «традиция», очень горькие по своему звучанию и вместе с тем светлые в своём безнадёжном стремлении остановить неизбежное».
Стереотипное мнение о тёмном и неграмотном дореволюционном крестьянстве автор книги разбивает вдребезги, возлагая вину за его формирование на бунтарей-народников, лихо пытавшихся «просвещать» землепашцев. «Деревня не признавала городских чужаков, сколько бы они ни одевались в простонародную одежду и ни употребляли просторечных выражений. Естественно, что доверять своих детей чужакам, да ещё и с «идеями», крестьяне не стали. Разочарованные поражением, вернувшиеся в город народники принесли с собой идею об исконном сопротивлении крестьян распространению образования». При этом серьёзные исследователи свидетельствовали, что «…охота к чтению у крестьян развита». Грамотеи читали сами, а частенько и вслух для собравшихся односельчан, современники рассказывали: «…талантливая, интересная и доступная пониманию народа книга оставляет неизгладимый след в душе простолюдина». Кстати, грамотных среди крестьян было гораздо больше, чем принято считать. Просто об этом умении перед чужими обычно помалкивали – так, на всякий случай. Осторожен был русский человек!..
Столь же подробно рассматривается в книге жизнь дворянства и купечества (с подробным анализом пьес Островского и рассказом о том, как обстояли дела в действительности – что-то совпадает с представлением драматурга, что-то нет), отношение к деньгам и богатству, которое не изменилось по сей день и обеспечивает шок иноземцам, потрясённым русским курортным разгулом. «Богатство вызывает зависть, неприязнь, но не всегда обеспечивает уважение и положение в обществе». И, конечно, не обойдена вниманием одна из величайших загадок нашего мировоззрения – как легендарная русская лень, «Я ещё в пелёнках, а лень моя была уж с телёнка», могла сочетаться с работой на пашне от зари до зари в страдную пору, освоением Сибири, трудовыми подвигами советских лет. Кстати, самая знаменитая пословица «Работа не волк, в лес не убежит» в словаре Даля почему-то отсутствует…