Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 29 января 2025 г.
  4. № 4 (6968) (29.01.2025)
Литература Авторская рубрика

Музыка и квадраты

29 января 2025

В тексте происходят предсказуемо странные дела.

Не только в письменном. Музыка – это же тоже текст.

Вот подруга мне написала:

«Несколько лет назад я ехала ночью в машине и слушала Баха. Я даю голову на отсечение, что он изобразил чей-то разговор, предположительно ангелов, который мы просто так расшифровать не можем. Я не могу лучше объяснить, но это не было перекличкой музыкальных тем или чем-то подобным. Это был определённый язык, просто для нас невнятный».

Ангел ангелу говорит:

– Я устал, я сплю в своих облаках по несколько раз на дню.

– А что же ты делаешь ночью?

– Тоже сплю.

– А как же дела людей? Они же заблудятся ночью, не выберутся утром, пропадут без тебя днём.

Или, может, ангел говорит о другом?

Что он слишком долго вяжет и вяжет один долгий нескончаемый гипертекст. Туда столько языков вплетено, причём несколько мёртвых, а уж сколько живых, причём есть даже щёлкающий; туда даже математика вплетена, и объяснение закона обратных квадратов (там сам ангел ногу сломит), там так много всего, что уже ничего не понять без специальной подготовки, а у ангела ну какая подготовка? Он так давно родился, что слышит иногда, как над ним проходит студёная вода. Хотя какая вода может быть над ангелом? Над ангелом – седьмое небо.

А ещё в этом гипертексте есть даже несколько наших слов.

Или, может, ангел рассказывает другому, что одному мальчику в середине двадцатого века (для ангела это почти вчера) снились квадраты. «Опять квадраты?» – спрашивает первый ангел. «Нет, там были другие».

Мальчику снились числа, это потом они объединялись в квадраты, но в строгом порядке: суммы чисел по горизонталям, вертикалям и диагоналям оказывались равными.

В математике такие квадраты называются магическими.

Например: 2, 7, 6 – это первая треть квадрата.

Вторая: 9, 5, 1. А третья часть квадрата: 4, 3, 8.

Как ни посчитай – везде получится 15.

А ещё ему снилось электричество.

Сны повторялись и повторялись (так и проклёвывается текст: звоночки рифм или особое строение прозаической фразы), но мальчик ничего не понимал: это всего лишь было непонятной красивой картинкой.

Сны стали скупыми, редкими, потом совсем ушли.

Мальчик вырос, и однажды к нему во сне пришёл Пифагор. И дал ему простую и красивую отгадку.

Так родился знаменитый закон квадратов.

(Второй ангел смотрит в гипертекст, долго смотрит, потом говорит: «Это ты был?» Первый отвечает: «Как Пифагор? Я».)

Текст тоже состоит из квадратов. Квадратов строфы и рифм: abab, aabb, иногда – abcb.

Или в прозе: абзац. Он иногда не похож на квадрат – просто его растянули.

Кирпичики текста.

Мы построим из него дом и будем там жить.

Мы будем жить в нём счастливо, осмысленно – и только иногда тосковать вечером, очень коротким отрезком времени, почти минутой: о бессмысленном. О горстке ключей от нашей квартиры, которые мы отдали в другие руки (на время: ну конечно, на время), о чужих тут вещах, о чужом тепле, о рифмовке, которой и нет на этом свете.

В тексте происходят непредсказуемо странные дела. Едем в машине, слушаем Баха и вдруг догадываемся, что там зашифрован разговор ангелов.

А они говорят ни о чём.


Тэги: Четвертое дыхание
Обсудить в группе Telegram

Дмитрий Воденников

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Ненайденный клад

    03.10.2024
  • Высота лебедя

    30.03.2024
  • Человека забыли

    01.03.2024
  • Человека забыли

  • Высота лебедя

  • Ненайденный клад

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS