Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 13 апреля 2021 г.
Литература Библиосфера

Музыка над водой

13 апреля 2021

Вячеслав Власов. Закат в Венеции. Последние месяцы жизни Рихарда Вагнера. – Киев: Муз. Украина, 2021. – 96 с.: ил.

С Венецией связаны имена многих великих писателей, художников и композиторов. Жил и творил в городе на воде Антонио Вивальди, неоднократно бывал там Пётр Чайковский, а Рихард Вагнер провёл в палаццо на Гранд-канале последние месяцы жизни.

Именно этому периоду посвящён очерк (или, скорее, рассказ) Вячеслава Власова «Закат в Венеции», опубликованный сперва в журнале «Аврора», а теперь вышедший отдельной книгой.

На основании писем Вагнера 1882– 1883 годов, воспоминаний его супруги Козимы, сына Зигфрида и друга Павла Жуковского, слуг, врача, гондольера, архивных публикаций в газетах и других документов Вячеслав Власов воссоздал атмосферу «венецианского периода» композитора. «Я не стремился к созданию биографического очерка, к изложению точной последовательности происходивших в Венеции событий, хотя придерживался воспоминаний их участников. Мне захотелось приоткрыть художественными средствами «личное пространство» великого композитора и человека с непростой судьбой: его мысли и устремления, характер, отношения с близкими ему людьми», – написал автор в предисловии. Что ж, поставленную задачу Власов выполнил: перед нами действительно художественное осмысление событий конца 1882 – начала 1883 года и образа главного героя – Рихарда Вагнера, который получился пронзительным, живым, вызывающим глубокое сочувствие.

Мы видим гения, уже написавшего свои величайшие творения – оперу «Тангейзер», тетралогию «Кольцо нибелунга», музыкальную драму «Тристан и Изольда», торжественную сценическую мистерию «Парсифаль»... Годы упорного труда – и само создание музыкальных произведений, и хлопоты, связанные с постановками, – отняли много сил. Износилось сердце. Рихарду Вагнеру нужен был покой, и «тихую гавань» творец нашёл в Венеции: «Впервые приехав сюда двадцать четыре года назад, Вагнер моментально влюбился в этот город, обладающий чудесными «целебными» свойствами. Тогда ему требовалось излечиться от несчастной, безответной любви по имени Матильда Везендонк... Это было давно, а сейчас маэстро – умудрённый жизнью и признанный миром гений, счастливый муж и отец. Шестидесятидевятилетнему композитору требуется иное лекарство: от нервозности, усталости, сердечных болей, возраста». От этих недугов у «царицы Адриатики» имеются: прогулки на гондоле, тишина древних улочек, променады в городском саду и сладости в кафе «Лавена» на Сан-Марко. Этот ритуал композитор повторяет изо дня в день, и моменты отдохновения разделяет с ним любимая супруга.

Образ Козимы Вагнер – дочери Ференца Листа – Вячеслав Власов выписывает с особой нежностью. Она – воплощение идеала музы и спутницы жизни гения: «Страстная любовь к Вагнеру, служение его таланту – единственное, что действительно имело значение для этой женщины. Целеустремлённая, энергичная Козима оградила Рихарда от всех забот. Она занималась обустройством быта, воспитанием детей, организацией отдыха и даже фактически была личным секретарём своего мужа и редактором его воспоминаний. Козима сделала всё возможное, чтобы ничто не отвлекало Рихарда от его предназначения: являть миру данный Богом талант».

И Вагнер – в отличие от многих других – сумел оценить по достоинству выпавшее на его долю счастье: «Он мечтал о такой жене более полувека – и всеми силами поддерживал пламя их безумной любви». Пожилой композитор трогательно переживает о том, что посвятил супруге слишком мало произведений, – и ко дню её рождения готовит для неё сюрприз – концерт в Ла Фениче, для которого восстанавливает утраченную «юношескую» Симфонию до мажор.

Интересны и описанные автором взаимоотношения Вагнера с другим великим композитором – Ференцем Листом – его тестем: «Папаша Лист» прошёл долгий путь от пренебрежения заискивающим перед ним немецким дарованием до искреннего поклонения и самоотверженной пропаганды его таланта». Музыканты «были почти одногодками», до хрипоты спорили о будущем музыки и в целом были очень дружны, несмотря на разницу во взглядах. Лист тяжело переживал смерть зятя и посвятил его памяти пьесу «Траурная гондола».

Да, много в искусстве причудливых переплетений судеб!..

Эмоциональная насыщенность, драматизм повествования во многом созвучны произведениям главного героя, о которых автор пишет с таким восхищением, что хочется немедленно их переслушать. Думается, Вячеслав Власов сделал бы огромный подарок всем поклонникам творчества Вагнера, если бы взялся за написание его полной биографии.

«Закат в Венеции» – книга-билингва. На украинский язык очерк о Вагнере перевела Алла Кузьменко.

И в завершение хотелось бы отметить изумительные акварельные иллюстрации украинской художницы Ирины Потапенко, которые не просто дополняют текст, но словно становятся его неотъемлемой частью, помогая автору воссоздать атмосферу удивительного города на воде, видевшего закат жизни Рихарда Вагнера.

Валерия Галкина


Тэги: Валерия Галкина
Обсудить в группе Telegram

Валерия Галкина

Журналист, литературный редактор. Родилась в 19... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Многоликая Марина

    05.10.2022
  • Свидетель бытия

    07.09.2022
  • Сорок часов с книгой

    07.09.2022
  • Азарт переводчика

    24.08.2022
  • Между искусством и экологией

    27.07.2022
  • Театр нельзя законсервировать

    347 голосов
  • Вершина бытия

    173 голосов
  • Поэзия вероятности

    90 голосов
  • Библиотека народной памяти

    68 голосов
  • Позиция, а не оппозиция

    56 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS