ПРЕМЬЕРА
Отечественные любители синтетического жанра получили неожиданный и весьма недешёвый подарок-проект Игоря Демарина и Юрия Рыбчинского «Парфюмер» по одноимённому роману Патрика Зюскинда. По жанру его можно отнести к совершенно новой в России разновидности рок-оперы – рок-триллеру.
Игорь Демарин, известный широкому зрителю как автор и исполнитель таких известных песен, как «Доктор-Время», «Заграница» и многих других, неслучайно обратился к крупной форме. На определённом этапе у каждого зрелого в творческом плане композитора возникает желание создать что-то значительное, то, что в узком кругу иронично кличут нетленкой. Демарин – не исключение, тем более что для этого есть и талант, и образование (Игорь окончил композиторский факультет Киевской консерватории, класс Льва Колодува). Открыв для себя «Парфюмера» ещё много лет назад, композитор долго не мог найти либреттиста – многих отталкивала как сама тема, так и главный герой. И вот поэт Юрий Рыбчинский, давний соавтор Демарина по работе на эстраде, согласился, при условии, что образ Жана-Батиста Гренуя будет отличаться от книжного прототипа. Пока шла работа над проектом, на экраны успел выйти фильм, вызвавший, как это часто у нас бывает, всплеск интереса к книге, до этого мало известной. Это и усложнило, и упростило задачу авторов рок-триллера – с одной стороны, многие уже знали как минимум сюжет, с другой – нужно было удивлять чем-то новым.
Презентация концертной версии «Парфюмера» Игоря Демарина состоялась в «Новой oпepе».
Первый номер «Парфюмера» – «В зале суда» – сразу подхватил гипнотическую напряжённость зрителей, а мощный баритон Юрия Шиврина, исполнявшего партию судьи, казалось, впечатывает каждое слово в черноту зала. Поддержка же оркестра и хора, помноженная на экспрессивную манеру исполнения, как раз и создавала тот зловещий колорит, который позволяет назвать «Парфюмера» полноценным рок-триллером.
Следует отметить, что Демарин, как музыкант эрудированный и чуткий, не мог остаться в стороне от работ своих предшественников. При желании строгие критики обнаружат здесь влияние и Эндрю Ллойда Уэббера, и Риккардо Каччианте с его «Нотр-Дамом», и даже цитату из Star Truckin’ группы Deep Purple в партии Гренуя «Я – Парфюмер» из второго действия (весьма энергично исполненную, кстати, гитаристом Дмитрием Четверговым). Но всё это не меняет главного – в роман Зюскинда Демарин и Рыбчинский вдохнули совершенно иную концепцию. Если в книге Гренуй – это некий биоробот, практически лишённый большинства человеческих слабостей (неслучайно у него даже под пытками не смогли выяснить мотив преступления – а пытать в XVI веке ох, как умели), то здесь Гренуй – фигура трагическая. Это гений, раб и заложник своих сверхспособностей, не понятый толпой и одержимый идеей создать аромат любви. Эта одержимость толкает его на преступление, заставляет преступить границу дозволенного. И как логическое завершение – расплата за ошибочный путь – смерть и забвение.
Игорь Демарин, блестяще исполнивший роль Гренуя, показывает нам его эволюцию – от одинокого, гонимого и никем не понятого юноши в начале повествования до безжалостного монстра, предающего любящую его девушку и без колебаний идущего на убийство в поисках нужного запаха. Эта эволюция очень точно поддержана музыкально-стилистически. В начале первого действия это грустные, несколько сентиментальные баллады, вызывающие жалость и сочувствие. К концу же второго действия жёсткие роковые риффы в сочетании с экспрессивным, почти экстатическим вокалом в стиле негритянских госпэл вызывают почти физическое чувство опасности.
Естественно, поддерживать высокий уровень исполнительского накала, заданный Демариным, – дело непростое. Но, к чести солистов, подобранных композитором для своей рок-мистерии, они достойно справились с поставленной задачей. Хорош был Валерий Ярёменко в роли Бальдини. Его отличные вокальные данные в сочетании с опытом драматического актёра покрывают огромный эмоциональный диапазон – от отчаяния в выходной партии до тонкого ироничного самодовольства в лукавом блюзе «Маэстро Бальдини».
Порадовала Виктория Морозова в роли первой жертвы Гренуя. Эта певица хорошо дебютировала в мюзикле «Метро», а потом как-то ушла в тень своего супруга – Антона Макарского, став его продюсером. «Парфюмер» показал, что певица выросла и исполнительски, и актёрски. Её героиня абсолютно убедительна, она трогательна и беззащитна, смиренна и покорна судьбе. А их дуэт с Демариным неслучайно вызвал шквал оваций зала – это эмоциональная кульминация первого действия.
Весьма необычным получился образ Лауры (Наталья Фатеева). Сам Демарин признаётся, что вокализ Лауры – это своего рода эксперимент по перенесению музыки Куперена в музыкальную ткань спектакля для придания колорита XVIII века. Появление на сцене Лауры получилось органичным и запоминающимся. Прекрасные внешние данные – голубые глаза и рыжие волосы, в голосе – чистота и свежесть. Аплодисменты исполнительнице были вполне заслуженными.
Партия Антуана Риши в исполнении Владислава Пьявко требует более детального анализа. И здесь в первую очередь следует упомянуть об акустических требованиях к такого рода спектаклям. Когда на одной сцене поют певцы с разной манерой звукоизвлечения (академической, эстрадной, роковой и т.д.), а тем более когда их сопровождает оркестр смешанного электронно-акустического состава, да ещё и хор, и вокальная группа, требования к звукорежиссёрам, акустике зала и аппаратуре предъявляются жесточайшие. Неслучайно во всех странах мира для мюзиклов строятся специальные залы, оборудованные по последнему слову техники. И это совершенно оправданно, поскольку без этого яркое и эффектное музыкально-драматическое действо превращается в жалкий любительский спектакль. Так вот, зал «Новой оперы», рассчитанный на акустическое исполнение академическим составом оркестра и вокалистов, сыграл с устроителями «Парфюмера» злую шутку. Не имея достаточно времени для отстройки звука, звукорежиссёры делали это, что называется, «на ходу». Именно поэтому баланс инструментального сопровождения и вокальных партий часто был нарушен и многие «изюминки» текста так и не дошли до слушателей – те просто не понимали слов! А жаль – ведь именно благодаря текстам многие номера обретали истинно философскую глубину (автор данного материала, к счастью, ознакомился с содержанием «Парфюмера» заранее на демодиске). Вот и в случае с Владиславом Пьявко его мощный голос, многократно усиленный в динамики, звучал резко, с какими-то электронными призвуками, что сильно мешало восприятию самой музыки. Несмотря на совершенно новую для него рок-стилистику, с помощью главного дирижёра Сергея Жилина, чутко следовавшего за всеми исполнительскими нюансами, Пьявко достойно представил нам образ Антуана Риши.
, композитор