В Австралии проходит Третий фестиваль русской традиционной и экспериментальной литературы «Антиподы – Иной глобус». Среди фестивальных встреч уже состоялись и ещё предстоят: «Ночь стихов», чтения интернет-поэзии Digital Joy, вечер переводов Traduttore, traditore, чтения, посвящённые трансцендентному числу ПИ, поэтический телемост с участием российских поэтов «Из Москвы с любовью» (совместно с Крымским геопоэтическим клубом) и другие мероприятия.
Сбор фестивальных работ осуществлялся через Интернет. В конкурсной программе «отметились» пятьдесят пять авторов почти со всех континентов, а количество произведений превысило сотню. Каждое опубликовано на сайте ассоциации «Антиподы»: http://antipodes.org.au/2010/people.html. По положению о фестивале и по совокупности отзывов экспертов были определены лауреаты: Татьяна Васильева (Сидней), Terra Infirma (Канберра), Яков Смагаринский (Сидней), Иван Стариков (Москва), Алексей Торхов (Николаев), Влад Яснов (Сидней).
Конкурсная программа включала ряд рубрик, в каждой из которых тема «Иного глобуса» раскрывалась одной из оригинальных граней. В рубриках «Микроязыки» (куратор Вс. Власкин) и «Перевод с неизвестного» (куратор Ел. Островская) осуществлялся поиск тонких связей между структурами языка, где сам автор становится передатчиком неизъяснимого, инструментом познания непознаваемого. В «Путевом журнале» (куратор Вс. Власкин) слово было предоставлено путешественникам – от Центральной России и Северной Европы до острова Пасхи, Антарктиды, Индии и Африки вплоть до пределов, где привычные методы описания не работают и слова для увиденного ещё только следует изобрести. Рубрика «Ключевые слова» (куратор Вс. Власкин) стала попыткой дать слово механическому разуму, компьютерной сети, поисковой системе.
Неожиданной оказалась рубрика «Важность кирпича» (куратор Гл. Бонч-Осмоловский), которая собрала едва ли не самые разнообразные работы: здесь и «транспалиты» Татьяны Кириленко (Могилёв), и стихотворения Яна Бруштейна (Иваново), отрывочные, как отдельные страницы из вновь найденной семейной хроники, и рассказ Ирины Нисиной (Голд Кост, Австралия) «Маленький кабинетный рояль».
В рубрике «Смерть автора» (куратор Т. Бонч-Осмоловская) концепция преобразования автора в текст реализовывалась буквально и открытие нового совершалось в трагическом или бессмысленном броске за финальную черту, оборачиваясь и выходом за пределы очерченного (Татьяна Васильева), и смертью персонажа, о которой рассказывает сам персонаж (Валентин Алень), и лабиринтом пониманий, прорывающихся из черноты времени, из белизны памяти (Рафаэль Левчин). Раздел «Симметрия» (куратор Дм. Лобанов) также был важен для реализации «Иного глобуса»: ведь помимо хаоса знаков в открываемом заново мире мы ожидаем и встречи с порядком и гармонией, чтобы, пройдя дальними тропами, вернуться к дому, хоть и забыв, каков этот дом.
Спектр жанров конкурсных работ не был ограничен только литературными текстами: тут и визуальная поэзия, и фларф (тексты, которые монтируются из поисковых запросов), и видеопоэзия. В рубрике «Белые пятна» приветствовались тексты на свободные темы. На белых листах можно писать другу в далёкую Австралию, так что буквы размываются и расплываются в пути (Валерий Мишин, Санкт-Петербург). Из белых пятен можно добывать алмазы соли (Наталья Крофтс, Сидней), наконец, из них проступают странные, как во сне, очертания, сливаясь в двойственный образ (Чарльз, Симферополь).
Задачей фестиваля был поиск подходов к созданию литературными средствами действительности иного. Отталкиваясь от индивидуального жизненного и культурного опыта, мы стремились понять необычное в обыденном, сущее в чуждом, найти для него слова и имена, нарисовать карту и сыграть в бисер.
, АВСТРАЛИЯ