Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 сентября 2019 г.
  4. № 38 (6705) (18.09.2019)
Станционный смотритель

Мы мирные люди, но наш бронепоезд…

Легендарные составы Великой войны

18 сентября 2019
Бронепоезд «Илья Муромец» в битве за Варшаву, 1944 год

История бронепоездов началась не на нашем континенте, а в Северной Америке, во время войны между Севером и Югом, охватившей Соединённые Штаты в 1861–1865 гг. Северяне стали устанавливать артиллерийские орудия на железнодорожные платформы, эта тактика приносила успех. Потом – франко-прусская война, англо-бурская… Но во всей красе «линкоры стальных магистралей» проявили себя в годы Первой мировой. Тогда бронепоезда появились во всех воюющих армиях и по праву считались мощной силой.

В 1922 году Реввоенсовет республики специальным приказом определил качества, которыми должны обладать бойцы, принимаемые на службу в бронепоездные части: крепкое сложение при небольшом росте, хорошо развитая мышечная система, нормальный слух, отличное зрение, крепкие нервы и твёрдость характера. Плюс – умение работать с техникой. Эти требования не потеряли силу и в годы Великой Отечественной.

К 1940-м годам ведущие армии мира получили боевую авиацию, в том числе – дальнюю. Бронепоезда превратились в удобную цель для воздушных асов. Но возросла и роль железных дорог, а их нужно защищать. Да и для противовоздушной обороны бронированные составы оказались незаменимыми.

К началу войны Красная армия располагала 53 бронепоездами. К частям НКВД относились ещё 25 бронепаровозов, 32 артиллерийские бронеплощадки, 33 моторных броневых вагона и 7 броневых автомобилей на железнодорожном ходу.

До войны оборудованием бронепоездов занимался знаменитый Брянский машиностроительный завод «Красный Профинтерн». Железнодорожникам удалось своевременно эвакуировать уникальный завод в Красноярск. Там без промедления организовали новое предприятие – Красноярский паровозостроительный, на котором сразу же приступили к производству новых бронепоездов. Новые «крепости на колёсах» обустраивались и в других городах Союза – от Орла до Ташкента.

Не считая классических бронепоездов, за годы войны было построено более 100 бронепоездов ПВО. Они состояли из нескольких зенитных платформ, которые часто прицепляли к эшелонам. Эти соединения выполняли важнейшую задачу – они защищали поезда и станции от налётов авиации.

Поезда прикрывали отход армии, вставали преградой на пути немецкой пехоты и танковых частей. Так, без железнодорожных батарей трудно было бы сдержать натиск гитлеровцев на Ленинград.

Бронепоезд «Железняков» сражался в Крыму, защищал Севастополь. С его бортов бойцы вели огонь по врагу из корабельных артиллерийских установок. В трагические дни и ночи обороны Севастополя бронепоезд поддерживал защитников города русских моряков прицельным огнём, отвлекал внимание противника… Немцы прозвали его «Зелёным призраком». 26 июня 1942 года героический поезд погиб под завалами Троицкого туннеля, после бомбёжки. В наше время о «Железняке» напоминает мемориал: паровоз и артиллерийская установка. На тендере начертано: «Смерть фашистам!»

Легендарным стал «богатырский» Горьковско-Варшавский дивизион бронепоездов. «Кузьма Минин» и «Илья Муромец» – так назывались два состава этого подразделения, получившего осенью 1944 года орден Александра Невского. Горьковским он считался по месту формирования, а почётное наименование «Варшавский» заслужил в сражениях. В боях за польскую столицу славное подразделение уничтожило десяток вражеских миномётных батарей. Этот дивизион во многих отношениях – особый. Никогда ещё броневые поезда не располагали реактивным оружием, а на платформах «Минина» и «Муромца» установили «катюши».

А бронепоезд «БП № 14» в народе называли только по имени-отчеству. Борис Петрович – и не иначе. Его построили в Курске, в мастерских Западного паровозного депо, в самые беспросветные дни войны – в октябре 1941 года. Немцы взяли Орёл, рвались к Курску – а рабочие методично прилаживали броневые листы к паровозу. Только вышла из депо новенькая стальная твердыня – и сразу вступила в бой. Действовал курский поезд в районе станций Отрешково, Охочевка, Щигры, Черемисиново, на Елецком направлении. Там и прозвали его Борисом Петровичем. Первым командиром этого бронепоезда был старший лейтенант Владимир Михайлович Морозов – выпускник физического факультета МГУ, талантливый изобретатель. Всю войну он сражался на бронепоездах, стал настоящим гроссмейстером железнодорожной войны. В 1945-м подполковник Морозов командовал тем самым Горьковско-Варшавским дивизионом…

Десятки бронепоездов погибли в неравных боях, от них остались только легенды. Но к концу войны в побеждавшей армии действовало около 200 бронепоездов! Значит, они были необходимы. Шли к победе, теряя боевых товарищей, не считаясь с пробоинами, – и проследовали до Берлина.

 



БРОНЕПОЕЗД КАК ЧЕЛОВЕК

Фронтовая пресса не забывала о бронепоездах. Их романтический образ, связанный с героикой Гражданской войны, поддерживался и в годы Великой Отечественной.

Военкор, поэт Александр Безыменский в начале 1942 года побывал на «Борисе Петровиче» и в «Красной звезде» поведал о его экипаже: «Машинист Кузьма Воробьёв – мастер своего дела, бронепоездной богатырь. Сколько раз он чинил под огнём тендер, затыкая отверстия конусными металлическими бородками. И помогала ему Мария Стефановна Козьменькова, помощник машиниста, героическая женщина, вызывающая восхищение всего экипажа. Во всех самых трудных боях дежурила она и завоевала славу замечательного бойца». Каждого героя хочется назвать поимённо, каждому поклониться… Это возможно только в музыке и поэзии.

26-Долматовский РИА 5460_preview_wm.jpg

Военный корреспондент Евгений Долматовский. / Яков Рюмкин / РИА Новости


В 1942 году Евгений Долматовский – тоже поэт и военный корреспондент, знавший войну лучше многих коллег, изведавший и плен, и отступление, опубликовал стихотворение, которое дорого каждому ветерану бронепоездов:

 

Над холодной равниною голой

Воздух рвётся, как полотно.

Пролетает снаряд тяжёлый,

В хате вздрагивает окно.

И комбат говорит спокойно,

На стекле отцарапав лёд:

«По фашистам из дальнобойной

Не Борис ли Петрович бьёт?»

И в ответ на слова комбата,

Очень тих и совсем далёк,

В небе утреннем синеватом

Паровозный поёт гудок.

Селянинович и Попович

Звались русские богатыри.

Богатырь наш «Борис Петрович»

Грозно стал на краю зари.

Дали это людское имя

Бронепоезду. В трудный час

Он орудиями своими

Защитит и поддержит нас.

Поезд строили в смену ночную

Паровозники-старики.

Обратились в броню стальную

Пионерские медяки.

И рубли хозяек домашних,

Что сбирал городок вдали,

Развернулись в стальные башни

И с огнём на врага пошли.

Вот он бьёт изо всех орудий,

И в лощинах меж зимних сёл

Узнают, улыбаясь, люди,

Что «Борис Петрович» пришёл.

Пусть когда-нибудь в славную повесть

Про геройский советский век,

Громыхая, войдёт бронепоезд,

Называвшийся как человек.

Если эти стихи забыты – то, право, незаслуженно. В них – и фронтовая, и тыловая правда. И что деньги на бронепоезд собирали даже пионеры, по копейке, – это тоже не выдумка, а военная истина. Всё для фронта, всё для Победы.

 

Тэги: Арсений Замостьянов Илья Муромец
Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кони были не стальные

    05.10.2022
  • Там, где рельсы уходят вдаль

    07.09.2022
  • Мечтая о скорости

    31.08.2022
  • От флота к железным дорогам

    24.08.2022
  • Ворота в сказочную Тавриду

    17.08.2022
  • Демократия для Дзержинского

    114 голосов
  • Супермен Страны Советов

    41 голосов
  • Проект века

    38 голосов
  • Песни магистрали

    37 голосов
  • Константин и его константы

    36 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS