80 лет назад здесь решалась судьба не только Советского государства, но и всего человечества. Если только на минуту представить себе, что гитлеровцам довелось бы добраться до столицы СССР... Велика вероятность, что историю ХХ века пришлось бы выкрасить в коричневый цвет. Не только потому, что Москва – символ нашей страны, её административный центр. Стратегическая важность города во многом заключалась в том, что Москва была (и остаётся по сей день!) крупнейшим железнодорожным центром.
Именно московские вокзалы объединяют страну. Нельзя было допустить, чтобы эта система попала в распоряжение оккупантов. И железнодорожники – защитники Отечества – сражались за столицу самоотверженно. Комитет обороны поставил перед ними почти невыполнимую задачу: в условиях военного времени наладить все необходимые перевозки для фронта и тыла. Под бомбами, иногда под огнём вражеской артиллерии. «Чтобы обеспечить высокие скорости на паровозе, за ним ухаживали, как за ребёнком, ибо знали, что хорошая машина не подведёт и всегда нас спасёт» – так вспоминал машинист локомотивного депо Орехово В.Н. Кузнецов. По прохождению составов тогда можно было проверять время – с такой точностью они ходили.
Первого июля 1941 года был издан приказ Наркома путей сообщения о полной маскировке в тёмное время суток всех объектов столичного железнодорожного транспорта и прилегающих участков. 80 станций Москвы и Подмосковья перешли на работу в тёмное время суток по технологии звуковой сигнализации, без наружного освещения, с затемнением сигналов и знаков, с полной маскировкой. При налётах вражеской авиации рабочих мест никто не покидал. Целыми ночами стрелочники (а чаще – стрелочницы, ведь с первых военных месяцев многое взяли на себя женщины) с рожками и керосиновыми фонарями бессонно дежурили около железнодорожных путей.
Битва за столицу СССР продолжалась около шести месяцев – до второй половины апреля 1942 года. Накануне контрнаступления под Москвой удалось сосредоточить три армии, прибывшие с Востока. 80 процентов всех перевозок боевой техники и личного состава осуществили, конечно же, железнодорожники. Задача небывалая, ответственность – тоже. Выживать и выполнять поставленные задачи помогали и новые задумки, необычные технологии. Например, на Транссибе и других дорогах, тянущихся с Востока к столице, по обоим путям организовали одностороннее движение. Только по направлению к Москве, к линии фронта! Немецкие воздушные асы охотились за воинскими эшелонами, и машинисты, как правило, выигрывали поединки с гитлеровскими стервятниками, то снижая, то увеличивая скорость составов. Этому тоже приходилось учиться – оперативно, самостоятельно и не прерывая рейсов, ни на минуту не забывая о маскировке. И защитникам Златоглавой удавалось запутать противника.
Ни гитлеровцы, ни даже союзники СССР по большому счёту не заметили быстрого и масштабного перемещения дивизий с Дальнего Востока к Москве. Эту задачу железнодорожники решили гроссмейстерски. Эшелоны продвигались, без преувеличения, с рекордной для военных условий скоростью. В дело шли паровозы с турными вагонами, приспособленными для жилья. Когда истекало время работы паровозной бригады, её подменяла другая, а первая отдыхала в турном вагоне. Там же днём и ночью дежурили ремонтники. Такая система помогла быстро увеличить объём перевозок. Цифры вряд ли помогут современному читателю составить полное представление о работе железнодорожной инфраструктуры и персонала в те дни. Тем не менее попробуем осознать. Например, нагрузка на все московские сортировочные станции возросла почти в два раза. При этом на увеличение штатов рассчитывать не приходилось. Наоборот – железнодорожники уходили на фронт, а многие погибали на трудовом посту. И каждому из тех, кто остался в строю, приходилось трудиться за двоих. Но измождённые, израненные люди не просто выстояли, а победили сильнейшего врага. «Есть металл прочней металла» – смысл этих слов читатели ХХI века должны понять, примерив их к собственным силам, к собственным представлениям о судьбе человека и его Родины, о том, как они переплетаются в грозную пору.
5–6 декабря 1941 года началось первое в истории Великой Отечественной контрнаступление Красной армии по всему фронту. Отступая, немцы сжигали, превращали в пепел города и сёла. В первую очередь их жертвой становились железнодорожные пути. Поэтому вслед за передовыми армейскими частями, освобождавшими километр за километром советскую землю, шли воины-железнодорожники, без промедления приступая к ремонту дорог. И не жаловались на морозы, о которых с таким ужасом вспоминали гитлеровцы. Только представьте, что такое ночёвка в чистом поле, на пожарище, оставленном немцами, в 30-градусную стужу. Но рыцари стальных магистралей обеспечивали снабжение армии – и поблажек себе не давали.
Подвиг Красной армии и тружеников тыла в дни Битвы за Москву не подлежит забвению. Впервые в истории колоссальная германская военная машина, не дававшая сбоев, столкнулась со всенародным сопротивлением. После первых подмосковных побед даже скептики поверили в нашу армию, в нашу промышленность, которая вступила в состязание с Третьим рейхом, разросшимся на всю Европу. От железнодорожников в этом противостоянии зависело многое – и они не подвели.
Вечная память павшим в те дни на подступах к Москве! Героям, не увидевшим Победу, но отдавшим жизни за неё, сорвав немецкий план молниеносной войны. За этими словами – сотни тысяч судеб убитых, раненых, самых отважных и самоотверженных защитников Москвы. О них была сложена песня композитора Бориса Мокроусова и поэта Алексея Суркова, который и сам сражался под Москвой: «Мы не дрогнем в бою за столицу свою…»
Никакой передышки после окончания Битвы за Москву не было. Впереди перед Красной армией и перед железнодорожниками стояли новые задачи, ничуть не проще прежних. 1942 год принёс нечеловеческие испытания и новые потери. Но, собравшись с силами, русские заставили весь мир навсегда запомнить слово «Сталинград». От него начался прямой путь к Берлину, не раз проверенный на прочность нашими железнодорожными эшелонами. А родилась будущая Победа под Москвой в морозные, метельные дни первой фронтовой зимы…
Бронепоезд «Смерть немецким оккупантам», переданный Красной армии коллективом депо Московского железнодорожного узла