Мы не можем молчать. Школьники и студенты о Холокосте. Выпуск 19-20: Сборник / Составители: И.В. Пашков, С.А. Тиханкина // Под ред. И.А. Альтмана. — М.: Центр «Холокост», 2024.
«Не бывает геноцида против одного народа, геноцид всегда направлен против всех.» - говорил Михаил Гефтер, советский и российский историк, философ, публицист. В своём высказывании, первый президент Центра «Холокост» поднимал проблему не только массового уничтожения еврейского народа в годы войны, но и осмысливал роль Холокоста для всего человечества. Данная тема, к сожалению, по-прежнему остаётся весьма востребованной, нужной, важной, актуальной и в современном мире.
И, наверное поэтому, наиболее значимой целевой группой образовательных программ Центра «Холокост», вот уже больше тридцати лет, являются учителя школ, колледжей, преподаватели вузов.
За это время, сотрудниками Центра «Холокост» постоянно разрабатываются и внедряются новые проекты, позволяющие педагогам и их воспитанникам участвовать в обучающих курсах, в конкурсе, передавать полученные знания ученикам и студентам. Эта инициатива направлена на противодействие отрицанию Холокоста, расизму и антисемитизму, национальной нетерпимости в нашем обществе, на повышение осведомлённости о трагических событиях прошлого страны, посредством образования.
Новый, юбилейный сборник (выпуск 19-20), о котором пойдёт речь - особенный, ведь сам по себе факт существования подобного серийного издания в наши дни - уже феномен.
Книга состоит из статей победителей и лауреатов XXI и XXII Международных конкурсов работ о Холокосте. На её страницах – философские рассуждения, историко-краеведческие, искусствоведческие исследования 24 школьников и 15 студентов из Австрии, Казахстана, Республики Беларусь, из 15 регионов России. Все материалы и их авторы – очень разные, но прочно объединенные общей темой.
Например, Полина Просина из Саратова проводит параллели между геноцидом цыган и Холокостом, рассматривая общность и различия этих трагедий. Мария Шабанова из Вологды прослеживает «историю Холокоста через судьбы участников: палачей – жертв – освободителей», Виктория Исакова из Костромы анализирует «сохранение памяти о Холокосте на примере отражения темы в художественных фильмах и затрагивает вопрос интерпретации событий Холокоста, через использование устойчивых архетипов личности». Все, представленные в сборнике публикации — результат долгого, тщательного, самостоятельного поиска молодых людей, активного изучения ими соответствующей литературы, эффективного взаимодействия со своими взрослыми наставниками.
«Критериями отбора статей для печати являлись не только степень научной проработки и полнота источниковой базы исследований, но и оригинальность постановки проблемы. Учитывалось также разнообразие историографии, в том числе – зарубежной. Публикуемые в сборнике материалы отражают авторскую логику, оценки и выводы. Составители книги выражают надежду, что исследователи и их научные руководители осознают ответственность за корректность цитирования, использование терминологии, имён собственных и географических названий, а также предоставление релевантных ссылок на использованные источники и литературу.» - пишут в предисловии составители сборника И.В. Пашков и С.А. Тиханкина - руководитель образовательных программ Центра «Холокост».
А теперь - обо всём, по порядку. В первой части сборника «Размышления школьников» тематически статьи распределяются в шесть разделов: «История Холокоста на территории России и Белоруссии», «Свидетели Холокоста», «Исторические источники о Холокосте», «Праведники народов мира», «Уроки Холокоста», «Память о Холокосте».
Творческая работа школьницы из Беларуси Ангелины Асирян — о судьбе одной семьи, оказавшейся в Минском гетто, открывает первый раздел: «Свой рассказ «Ты только живи…» я писала очень долго. Это - художественный вымысел, основанный на многих реальных фактах. Я шла к этой болезненной теме, накапливая материал не только в историко-документальных источниках. Мой герой – мальчик Ашер (это имя переводится как «счастливый»). Но его счастье отняли, в десять лет он потерял всех близких. Минское гетто, еврейская зона, Мебельный переулок – территория лагеря за колючей проволокой – зондергетто (в Минске их было три). Здесь уничтожалось еврейское население. Осталась только память, но по каким-то непонятным законам, память прочно сроднилась с болью.» - рассуждает ученица.
И тут, по понятным причинам, отчётливо вспоминается моё интервью, записанное в 2020-м году, с выжившим в Минском гетто Борисом Сребником, наглядно подтверждающее, что такой мальчик из Минского гетто существовал на самом деле и был в своей беде, к сожалению, одним из многих ребят с жуткой, недетской судьбой, оставшихся в то страшное время круглыми сиротами, попавших в гетто, на принудительные работы, скрывавшихся от нацистов самостоятельно, голодавших, скитавшихся, спрятанных от опасности неравнодушными людьми.
Видимо, мой герой точно «родился в рубашке». Каким-то чудом, он сумел спастись от гибели, потеряв всех своих близких, оказался в партизанском отряде, прошёл все ужасы войны, детского дома, став впоследствии учёным, кандидатом экономических наук, профессором, действительным членом Нью-Йоркской академии наук.
Вторая часть сборника - «Исследования студентов и молодых учёных» состоит из четырёх разделов, включающих статьи, посвящённые Холокосту на территории Европы, особенностям культуры и политики памяти о Холокосте, отражению Холокоста в художественной культуре.
Необходимо отметить близкую мне по профессии, по сфере деятельности, работу студентки 4-го курса факультета коммуникаций, медиа и дизайна Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Анастасии Кровицкой, под названием «Память о Холокосте в эпоху новых медиа». С этой темой, еще в 2021-м году, девушка заняла свое почётное, первое место в XXI Международном конкурсе научных и творческих работ «Холокост: память и предупреждение», в номинации научно-исследовательских проектов.
Её статья раскрывает проблему репрезентации памяти о Холокосте в современном цифровом информационном пространстве. Автор очерчивает рамки понятия «новые медиа», представляет актуальную научную литературу об исторической и культурной памяти, анализируя примеры коммеморативных практик о Холокосте в новых медиа: «Следует понять, насколько вообще возможно повлиять на новые медиа и их развитие, будучи пользователем сети, осуществляя критику с позиции инсайдера, когда коммуникация в режиме реального времени, которая в новых медиа происходит со скоростью света, разрушает любую возможность рефлексии...»
Книга, рассчитанная на исследователей истории Второй мировой войны, преподавателей, студентов, школьников, издана в мягкой обложке спокойных, приятных, приглушённых тонов. Её нравится держать в руках и неспешно, вдумчиво взаимодействовать с её статьями. При оформлении дизайна - использован рисунок «Помни» Юлии Никитиной, учащейся школы №30 им. П.М. Коваленко Саратовской области.
Подобный сборник, бесспорно, очень нужен и важен, помогая в сохранении нашей исторической памяти, не давая аудитории забыть о бесчеловечных преступлениях нацистов. Большая часть работ – эмоциональная, очень тёплая, искренняя, написанная неравнодушными юными авторами по зову сердца и по велению души, что остро чувствуется, при знакомстве с содержанием книги. Всё потому, что заниматься этой сложной, трагической темой «из-под палки» или из-за того, что поручил кто-то свыше – абсолютно точно не получится. Это, действительно, надо любить, глубоко интересоваться историей, связью прошлого, настоящего и будущего, глобальными событиями минувших лет. Иначе – ничего не получится. Однозначно рекомендую к прочтению…
А завершить своё повествование, правильнее будет словами студента МГУ Алексея Селезнёва, статья которого посвящена рефлексии над травмой Холокоста в четырёх фильмах западного кинематографа: «Трагедию Холокоста надо осмысливать и изучать…»
Бесплатно получить книгу в электронном виде можно, написав на э-мейл: center@holofond.ru