Сестрица-душенька, какая радость нам!
Ты стихотворица! На оды, притчи, сказки
Различны у тебя готовы краски,
И верно, ближе ты по сердцу к похвалам.
Мужчины ж, милая... Ах, боже упаси!
Язык – как острый нож!
Этот отрывок из стихотворения «Разговор между мною и женщинами» принадлежит перу Анны Буниной, русской поэтессы, творившей во времена Державина и Карамзина. С большой долей юмора она размышляет о женском и мужском в поэзии. Её называли «русской Сапфо», но прославиться дальше своего XVIII столетия поэтесса не смогла.
Золотой век русской поэзии почти не запомнил поэтесс (фамилий – раз-два и обчёлся), а вот Серебряный заставил мужчин потесниться на литературном Олимпе. Поэты-мужчины и поэты-женщины, возможно ли равноправие под пристальным взором музы? Об этом и о многом другом мы беседуем сегодня с писателем и поэтом Евдокией Лучезарновой.
– Как вам кажется, русская женская и мужская поэзии отличаются друг от друга?
– Естественно. Женская поэзия притягательна, она идёт изнутри. Когда человек читает женские стихи, он погружается в себя, занимается самопознанием. Тогда как мужская поэзия всегда снаружи: она очень хорошо описывает окружающую жизнь, жизнь «извне». Читая поэтов-мужчин, проникаешь в небо, море, поле, забывая о себе. А женщина никогда о себе не забывает, она всегда пишет о сокровенном, чувственном:
С неги любви и тепла
Я хочу этот день обозначить.
Ты мой выбор навек,
Это значит –
Каждый миг ты со мной.
Длинная-длинная нить
Наших встреч предыдущих
Вышла враз напоказ,
Где грядущее стало явью для нас.
Я погружаюсь в твои ладони,
Я доверяю себя объятьям,
Я позволяю себя прощупать
и просчитать в твоих поцелуях.
Я велика в своём превосходстве
И так мала в твоём обрамленье,
Я принимаю твоё господство,
Где всё проникнуто заботой
Обо мне во всех поколеньях.
– В определениях женской поэзии Серебряного века имена Анны Ахматовой и Марины Цветаевой идут всегда рядом. Но на вас, по собственному признанию, только Цветаева оказала влияние.
– Она начала ломать стереотипы. До неё, как писали: одна строчка вытекает из другой, слово цепляется за слово и между ними не пробиться. Читатель воспринимает произведение как монолитное полотно, всё целиком. А у неё есть так называемый просвет, в который можешь погрузиться, она даёт человеку допуск. От Цветаевой я взяла именно это. Мне всегда хотелось дать допуск в своё творчество, чтобы человек мог погрузиться и насладиться им.
– У Цветаевой есть стихотворение «Связь через сны», где она пишет: «…Сны открывают грядущего судьбы, вяжут навек…» Могут ли сны у творческих людей быть пророческими?
– Смотря какой поэт. Чаще всего описывают то, что уже произошло, или то, что находится здесь и сейчас. Редкие поэтессы или поэты позволяют себе жить на грани реального мира и сновидений. А тело сна – всегда в будущем. И, наверное, прелесть таких поэтов, как Цветаева, не только принести сон в реальную жизнь, но и уметь его описать. Обычному человеку это не подвластно. Он спит, видит сон, но не способен ничего описать. А она могла. Это даёт допуск или возможность погружения в будущее.
– А женский и мужской язык чем-то отличаются?
– Конечно! Мужчины мыслят глаголами, для них главное – действие. Поэтому, когда я пишу для мужчин, у меня всегда всё чётко, строго расставлено по полочкам, каждое слово стоит, как книга, на своём месте. Слово должно задеть, захватить, как удочка, поймать чей-то ум и заставить его действовать. Когда же я пишу для женщин, то становлюсь сплошными прилагательными. Мне хочется их ласкать, нежить, одевать в кисейные наряды. И слова становятся такими же обволакивающе-кисейными, кудрявыми. Женщинам всегда это приятно, потому что такова природа их души, их стремления. В каждой женщине живёт романтика, ей хочется этой романтики.
– «Мы можем избавиться от болезни с помощью лекарств, но единственное лекарство от одиночества, отчаяния и безнадёжности – это любовь. В мире много людей, которые умирают от голода, но ещё больше тех, кто умирает от того, что им не хватает любви». Эта цитата принадлежит матери Терезе. А как вам кажется: насколько сегодня человеку необходима любовь?
– Мы с вами родились на планете любви, и любовь – наше естественное состояние. Любовь – аура, оболочка – это то, что нас укрывает, то, что даёт нам возможность быть такими, какие мы есть. Любовь для нас – это жизнь.
– Когда женщина пытается себя реализовать, часто возникает конфликт между карьерой и семьёй.
– Я считаю, это неразделимо. Если нет хорошей семьи, нет стартовой любовной площадки, то никакую карьеру построить невозможно. А когда начинается нормальный карьерный рост, всегда хочется с кем-то поделиться этим ростом, хочется рассказать, и семья радуется твоим достижениям. Если никто не радуется, тогда зачем все профессиональные успехи? Карьерный рост приостанавливается, женщина чувствует себя загнанной, несчастной, одинокой. От одиночества избавит только семья. Женщина не может быть, по сравнению с мужчиной, «однонаправленной», ей обязательно нужны муж и ребёнок или дочь и сын. Женщине обязательно нужно быть между кем-то.
Беседовала Светлана Солнцева