Худрук Театра Олега Табакова Владимир Машков открыл новый сезон сцены на Сухаревской премьерой спектакля по пьесе Агаты Кристи «И никого не стало». Когда-то королева детектива для сценической версии знаменитого романа придумала другой финал. Ход, который в те времена должен был просто добавить этой мрачной истории хоть немного света, сегодня придаёт ей особую злободневность.
Спешащих упрекнуть Владимира Машкова в «низкопоклонстве перед Западом» в части, касающейся политкорректности и толерантности, остановим сразу. Название пьесы (и, соответственно, спектакля) принадлежит самой Агате Кристи. Успех романа, опубликованного в 1939 году, был настолько велик, что вскоре к ней стали обращаться с просьбами написать по его мотивам пьесу. Писательница отказалась отдавать своё детище в чужие руки и сочинила её сама. С прицелом на постановку в Америке (напомним, на дворе стоял 1944 год), где расовая сегрегация цвела пышным цветом. Одним словом – незнание первоисточников не освобождает от ответственности за необоснованные обвинения.
А теперь по существу дела…
Детективные спектакли зритель любит даже больше, чем детективные фильмы: срабатывает эффект той самой сопричастности происходящему на сцене, без которого немыслим настоящий театр. По воле Владимира Машкова публика, собравшаяся всего лишь провести приятный вечер в уютном кресле, неожиданно для себя утрачивает связь с внешним миром и оказывается вместе с персонажами Дамы Агаты на Индейском острове, в мире, «из которого можно и не вернуться». Режиссёр собрал потрясающую постановочную команду. Упомянем всех, поскольку созданное ими пространство-время неделимо в своей самодостаточности: сценограф Александр Рукавишников, художник по костюмам Валентин Юдашкин, художник по свету Айвар Салихов, видеоконтентор Арсений Эпельбаум и автор музыкального оформления Алексей Ёлкин сделали этот мир не просто осязаемым, но органично существующим на грани яви и сна, фантасмагории и быта, жизни и смерти. А «сшивает» полярные миры в единое полотно ватага шустрых «индейцев» во главе с Александром Лиминым (он же художник по пластике).
В элегантных чертогах, ставших мышеловкой для своих гостей, безраздельно правит даже не таинственный хозяин, скрывающийся под «ником» А.Н. Оним, а десятка кровожадных индейских тотемов: росомаха, броненосец, индюк, арапайма, муравьед, черепаха, пиранья, гарпия, медведь и пантера. Они только прикидываются деталями интерьера, исподтишка поджидая каждый свою жертву. Когда закон бессилен или слеп, лишь инфернальным монстрам под силу покарать преступников, не желающих признавать свою вину. Кто на кого нацелился – отдельная увлекательная головоломка.
Каждый ищет себе оправданий и с лёгкостью их находит. Ну разве виноват поднимающий тост во славу преступления «золотой мальчик» Тони Марстон (Владислав Миллер) в том, что на английских дорогах невозможно развить приличную скорость?! Как и трясущаяся от страха чета Роджерс (Яна Сексте и Игорь Петров) неповинна в том, что телефоны выходят из строя как раз тогда, когда нужно вызвать врача к умирающей. Непреклонная, уверенная в своей непогрешимости мисс Брент (Алёна Лаптева) – в распущенности отдельных служанок, а убеждённый в своём праве на вседозволенность Блор (Сергей Угрюмов) – в слабом здоровье некоторых каторжников.
Впрочем, не все «обвиняемые» таинственного А.Н. Онима успели нарастить непробиваемую броню самооправдания. Обаятельный неврастеник доктор Армстронг (Виталий Егоров) нашёл в себе силы бросить пить, до сих пор мучается угрызениями совести, но тем не менее имя несчастной, которая погибла у него на операционном столе, стёрлось из его памяти. Невозмутимый генерал Маккензи (Сергей Беляев) и вправду любил жену, он винит себя в её смерти, но соперника он и сейчас бы отправил на верную гибель. Машков задался целью показать в пошаговом режиме, что страх за свою жизнь делает с теми, кто ни в грош не ставит жизни других людей. Не в стиле голливудского блокбастера или бродвейского шоу, а так, как это могло бы происходить в реальной жизни.
И всё же, когда в развязке этой драмы на первый план выходит судья Уоргрейв (Борис Плотников), зал содрогается под напором абсолютно инфернального, хтонического зла. Он так долго держал в своих бестрепетных руках людские судьбы, что в конце концов возомнил себя и.о. Божественного Провидения. И то, что среди его «подсудимых» оказалось двое действительно невиновных, его не останавливает: Провидение не совершает ошибок.
Исключая из числа убийц Ломбарда (Евгений Миллер) и Веру Клейторн (Анна Чиповская), Агата Кристи стремилась соответствовать театральному канону – всё-таки детектив не шекспировская трагедия. Но сегодня такой финал придал пьесе новое измерение. Сбой культурных и нравственных кодов в жерновах безжалостного и бездушного технического и прочих «прогрессов» породил беду пострашнее коронавирусной – пандемию личной непогрешимости. «Эксперты», признающие единственно правильным только собственное мнение, вещают нынче с каждого монитора и экрана. Зачем проверять факты, сопоставлять показания очевидцев, анализировать исторический контекст происшедшего? Куда проще, объявив себя воином света, вынести вердикт, а всех, кто с ним не согласен, записать в служители зла. Сумеет ли человечество одолеть этот вирус?..