В России жизнь подчинена рваному ритму неожиданных взлётов и падений. Кризис сменяется оттепелью. Духовная немота – многозвучием. В таких «параболических» условиях искусство обречено породить мощное авангардное течение.
Поэзия, одна из старейших форм творческого непокоя, традиционно снабжена авангардной надстройкой.
Символисты, акмеисты, футуристы – каждые в своё время оказывались на поэтической передовой, терпели нападки критиков, боролись с непониманием аудитории. Даже сегодня многие читатели с трудом воспринимают знаменитые «лесенки» Маяковского и сочный эгоцентризм Велимира Хлебникова. А ведь это давно уже прошлый век! Какие же странные и страшные обличья принял авангард в наше время?
На этот вопрос может ответить интерактивный ежеквартальный журнал «Другое полушарие» (Another Hemisphere) под редакцией Евгения В. Харитонова и Сергея Бирюкова. Не знакомый с разновидностями авангарда читатель сможет узнать, что такое заумь, комбинаторика, смештех, дада. Поэтические тексты журнала странствуют от привычной для глаз рифмованной строфы до весьма вольных заигрываний с формой и смыслом.
Правда, бытует мнение, что в подобное искательство уходят люди, не получившие признания у поклонников основного потока или патологически не способные рифмовать, но упрямо стремящиеся к творчеству. Мол, не пускают нас в чужую песочницу, так мы свою создадим! Авангардисты отвечают на этот упрёк жёстким неприятием классических форм поэзии, почитая их косными и не способными вместить нечто новое и оригинальное. Проверить, в каком вы лагере, проще простого. Попробуйте почитать сначала классиков, а затем авторов «Другого полушария». Нравится и то, и другое? Поздравляю! Вы – гурман.
В разнообразии плодов творческого поиска сложно усмотреть общие тенденции, и всё же заметно, что наиболее яркие и необычные произведения тяготеют к лаконичности изложения и медийности подачи текста. Если с первым фактором всё более-менее ясно, то второй требует дополнительного пояснения.
Дело в том, что поэтов-экспериментаторов интересует не только смысл стихотворения, но и сам текст: шрифт, его наклон, цвет, пробелы между буквами. Имея под рукой компьютер и простейшие возможности такого распространённого текстового редактора, как Ms Word, поэт-визуалист может значительно усилить эффект воздействия своего произведения на читателя.
Следующий шаг авангарда, диктуемый эволюцией технических устройств и средств массовой коммуникации, заключается в привлечении аудитории при помощи аудио- и видеоинсталляций.
В 2010 году начало выходить регулярное приложение к «Другому полушарию», посвящённое сонорной, или саунд-поэзии (ARTronic POETRY). СП – это не столько альянс музыки и стиха, сколько следствие трансформации привычного вида искусства в невербальную форму. Иначе говоря: слова в акустической поэзии заменяются звуками. За счёт этого сонорная поэма приобретает мощный мелодический потенциал в ущерб смысловому наполнению.
Саунд-поэзия – понятие новое для нашей страны, но достаточно давно существующее за рубежом. Впрочем, знатоки этого направления в искусстве до сих пор спорят о том, что в действительности является фонетической поэзией. Одни – относят к СП любые стихоакустические композиции, в том числе и классические стихи, при чтении которых делается упор на интенсивную артикуляцию. Другие – склоняются к полному отрицанию либо максимальному угнетению слов. В первом случае элементы фонетического искусства можно обнаружить в произведениях поэтов Серебряного века, например футуристов. И тогда первенство зарубежных исследователей заключается исключительно в позиционировании СП как отдельного жанра. В стартовом номере ARTronic POETRY читатель (слушатель?) может ознакомиться с композициями, отлично иллюстрирующими оба подхода к фонетической поэзии. Причём заметно, что иностранные авторы склонны к более мелодичной «эмбиентной» форме изложения саунд-текста, в то время как отечественные поэты делают упор на ритмику.
Широкое распространение Интернета позволило саунд-поэзии выйти на новый виток развития. Дело здесь не только в доступности интерактивных ресурсов. Создание фонетических произведений лежит вне привычных определений мастерства и бездарности. Это явление напоминает, скорее, фольклорное искусство племенных групп, исповедующих шаманизм. В эзотерических практиках, включающих акустический элемент, очень важен фактор общности, когда все участники ритуала издают ритмичные звуки, способствующие свершению сакрального процесса. Из этого можно сделать вывод, что фонетическая настройка более всего необходима человеку в период эмоционального апогея при взаимодействии с другими индивидуумами. Таким образом, Интернет, дающий возможность глобальной неограниченной связи всех со всеми, является идеальной средой для существования СП.
Кто знает, быть может, в будущем саунд-поэзия в Сети станет не только разновидностью творчества, но и формой общения. Нужно только научиться слышать.