В Государственном мемориальном историко-литературном музее-заповеднике Ф.И. Тютчева «Овстуг» Брянской области наградили финалистов Первого международного литературного Тютчевского конкурса «Мыслящий тростник».
По дороге к Дому
Приехав в Овстуг, в музей-усадьбу, я вышла в парк одна, ранним утром. Деревья парка расступались, словно указывая путь. Пройдя по дорожке к памятнику, стоящему, точнее, сидящему у пруда, приблизившись к нему, я попала под взгляд. Взгляд принадлежал античному мыслителю, жрецу, повелителю, воплощённому в русском поэте. За спиной Тютчева, чуть поодаль, в утреннюю воду, в двойную бездну смотрели лебеди. Хорошо, что рядом с ними, слегка снижая картину сказочной красоты и тридесятого царства, располагалось семейство уток. Утки выглядели более обыденно, хотя тоже символизировали… Более чем достаточно для метафизического настроения, но когда я оглянулась на Дом… Дом, без всякого сомнения, был Храмом, и несколько тысячелетий омывало его незримыми восходящими потоками.
Обветшавший усадебный дом был разрушен до основания, разобран на кирпичи с согласия владельцев ещё задолго до революции. 70 лет на этом месте пасли коров. Но недалеко из тех же камней была сложена маленькая сельская школа, а в ней не могла не теплиться, не могла не разгораться память. Там продолжали жить стихи и книги. Любовью, культурной памятью и волей Владимира Даниловича Гамолина, учителя русского языка и литературы, усадебный дом Тютчевых был восстановлен в 1986 году, точнее сказать, воскрешён – по нескольким сохранившимся изображениям. И вот стоит на холме живой солнечный дворец, храм. И к нему теперь со всей области стекаются, сливаясь воедино, два потока: любящие поэзию, литературу, желающие поближе познакомиться с жизнью и творчеством поэта и влюблённые – свадебные кортежи.
По дороге во Вщиж
Посреди дороги у кургана лежит камень. На нём высечены две первых строфы стихотворения:
От жизни той, что бушевала здесь,
От крови той, что здесь рекой лилась,
Что уцелело, что дошло до нас?
Два-три кургана видим мы поднесь...
Да два-три дуба выросли на них,
Раскинувшись и широко и смело,
Красуются, шумят, и нет им дела,
Чей прах, чью память кроют корни их…
На этом самом месте по дороге во Вщиж мы постояли на легендарном кургане, прочитали эти строки на камне.
Кто – мы? – надо сказать, что тютчевский проект «Мыслящий тростник» своим рождением, воплощением в жизнь во многом обязан двум солнечным и креативным женщинам – москвичке Марине Анашкевич и Оксане Шейкиной, директору музея-заповедника «Овстуг». Под их руководством углублялась и в тему, и в тютчевские заповедные места небольшая группа членов жюри и финалистов конкурса, которые приехали на брянскую землю впервые. Мы продолжили путь на автомобиле – несколько километров по полям и перелескам – и достигли скоро маленького селения: в высокой траве и деревьях пряталось несколько домиков. Миновав дикий ржавый указатель сразу во все стороны, вышли на высокий берег Десны. На мыс, где стоял в IX–XII веках древнерусский княжеский город Вщиж. В XIII веке город с храмовыми постройками, с ювелирными, гончарными, кузнечными мастерскими был сожжён до основания. Раскопки и исследования, проведённые здесь в 40-х годах прошлого столетия академиком Б. Рыбаковым, открыли множество интереснейших артефактов, в том числе очень древних. Люди здесь жили – в прямом смысле – всегда.
С изумлением узнала, что здесь, рядом, в лесах скрывается озеро Святое – маленькое, круглое… С чистейшей водой и колокольными звонами в бездонной глубине. Увидев его изображение на картине в местной церковке, выполняющей по совместительству роль краеведческого музея, я чуть не ахнула: да это же близнец нашего Светлояра! – того самого, на дно которого ушёл легендарный град Китеж…
Так вышло, что перед поездкой в Овстуг задумала я провести у нас на нижегородской земле фестиваль-семинар «Светлояр русской словесности». Вот оно как сразу аукнулось и откликнулось… Думаю, получится интересно.
После Вщижа мы вернулись в Овстуг и лишь тогда торжественно подвели итоги.
От Архангельска до Евпатории, от Брянска до Омска, Томска, Новосибирска, Челябинска и многих, многих уголков России, Белоруссии, Украины и дальнего зарубежья живут и поэтически мыслят авторы, приславшие свои произведения на Первый международный Тютчевский конкурс «Мыслящий тростник». Более 150 произведений участников поэтической номинации прочитаны, обдуманы, услышаны, оценены. Около двух десятков талантливых авторов награждены специальными призами и дипломами. «Мыслящий тростник» ропщет против многого и по-разному. Предпочтение отдавалось «миротворным безднам», жизнеутверждающим началам, глубоким мыслечувствам. Камертоном служили строки Тютчева.
Самый высокий класс в русле конкурса показала Тверь: она дала двух лауреатов. Ими стали Сергей Гонцов (номинация «лучшее философское стихотворение») и Наталья Беляева, победитель в номинации «философская проза» (эссеистика).
Главный итог: по тропинкам, ведущим к дому поэта, идёт всё больше людей.
И звучит СЛОВО. И будет звучать. «В Россию можно только верить».
Марина КУЛАКОВА, НИЖНИЙ НОВГОРОД
Сергей ГОНЦОВ, лауреат Тютчевского конкурса, Тверь
ВИД
Вид земли, не знающий предела,
Точно вся живая глубина,
Тут явиться чудом захотела
Или пробудилась ото сна.
Песнь времён разборчиво ярится
На холмах, течёт по руслам рек,
Мыслью плещет, речью говорится,
Манит, как огонь, грядущий век.
Верно, это диво где-то рядом,
Дуб-подросток или юный кедр –
Всё струится под упорным взглядом,
Всё явилось из вселенских недр.