Лара Фелисион. После всех времён.
– М.: Культурный центр «Фелисион», 2018.
Новая книга поэтессы, члена МГО СП России Лары Фелисион приурочена к юбилею. Книга в такой год и нужное, и важное, и просто интересное дело. Это вообще событие. Правда, немного беспокойное. Ведь это своего рода подведение итогов, пусть и промежуточных.
Понятно, что невозможно включить в одну книгу всё, что было создано не за один год творчества. Тогда надо замысливать собрание сочинений. Но для этого время ещё не пришло. А как собрать лучшее? По какому принципу отобрать произведения? Ну, с рубриками Лариса справилась безусловно. С оформлением – тоже. Её видение своего литературного творчества меня всегда восхищало. Не всё, пожалуй, я воспринимаю однозначно. Но – сколько людей, столько и мнений. Своего не стану навязывать. Лариса пишет так:
На белом поле нового холста
Я выращу цветы
и возведу строенья.
И будет жить оно, моё цветенье,
Игрою цвета, трепетом листа.
Именно так Лариса и поступает – создаёт свой художественный мир в мире своей поэзии. Оформление своей книги – другая сторона её творческой личности, уникальная и необычная.
Критики не перестают нас убеждать, что мы сегодня живём в эпоху литературных репутаций, нахально пытающихся заменить собой собственно литературу. Опросы и рейтинги, шорт-листы – большие и малые. Премии и награды. Выступления и рецензии. У Лары Фелисион тоже есть литературные премии и награды, но её нежелание об этом лишний раз упоминать вызывает уважение. Читатель ведь сам может оценить творчество автора. И совсем не важно, вошёл он в «лист» или нет. Мне важно – возьму ли я книгу с полки во второй, в третий раз. Буду ли возвращаться к творчеству поэта? Если в ней (книге) то, что дорого мне, о чём я никогда не задумывалась, но это тоже – как и поэта – меня волнует и восхищает? Вот я и нашла объяснение своей нерасторопности. Мне всё время хочется что-то перечитать…
В новой книге у Лары Фелисион совсем не праздничное настроение. Наоборот, она склонна к размышлениям и созерцанию:
Осень, осень растянула
Шлейф туманов и дождей,
И стоит усталым мулом
В свете тусклых фонарей.
Лариса не прочь остаться один на один со своими мыслями. Потосковать. Помедитировать. Погрустить, погоревать, попечалиться, поныть. Томится она в своём уединении. Но никак не унывает.
Что же мне совсем не спится,
Всё смотрю, смотрю в окно.
Где парит седая птица,
Чем-то схожая со мной.
Мы привыкли видеть её деятельной, энергичной, отзывчивой. А ведь никто не знает, что таится в её душе. Точнее, то, что таится – отражается в её поэзии. И вот здесь она и не торопится, и не спешит. Наоборот, за внешним образом яркого руководителя, энергичного человека скрывается ранимая душа тонко чувствующего человека. В поэте важно увидеть не умение рифмовать или грамотно складывать буквы в слова и размещать на странице строфы. Таких умельцев сейчас много, и традиционно «балующихся» стихосложением творцов, и ловких программистов, пишущих правильные программы. И ведь здорово всё получается! Но нужны ли нам красивые слова? Или удачно подобранные строчки? Поэт – в первую очередь личность, чем нам и интересен. Но это такие прописные истины, о чём даже говорить-то стыдно. Кто этого не знает?
Лара Фелисион – Личность. Человек, в жизни которого, как у всех, есть радости и печали, удачи и неприятности. Но не всем дано передать своё видение мира так ёмко и трогательно.
Не могу сказать, что книга полностью раскрывает характер поэта. Многое остаётся недосказанным. Но вот стремление Ларисы познать мир объясняют следующие строки:
Учусь не ждать, учусь не верить,
Надежды я учусь чураться,
Чтоб с этой жизни не сорваться,
Учусь другою мерой мерить
Своё почти существованье,
Своё почти очарованье,
Своё почти остепененье,
Своё почти остервененье...
В новую книгу Лара Фелисион включила и прозаические зарисовки, которые мне особенно близки. Я их воспринимаю как мазки художника краской по холсту. Но не случайные наброски, а осмысленно созданные мастером композиции. Элегантные. Лёгкие. Мудрые.
Примеров приводить можно много. Лара Фелисион поэт (и прозаик) яркий. Самобытный. Пропускающий счастье и боль через своё сердце. В её сердце действительно сходятся и конфликты жизни, и её мирное течение. Но порой нюансы бытия волнуют нас куда больше, чем громкие потрясения.
Марина Замотина