Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 13 августа 2025 г.
  4. № 32 (6996) (13.08.2025)
Невский проспект Спецпроект

На берегах Невы и Сены

Маленькая поэтесса с огромным бантом писала беспощадно-прекрасные книги

13 августа 2025
Ирина Одоевцева (1895–1990)

Владимир Малышев

«Петербург – мой город» – так писала в своих воспоминаниях Ирина Одоевцева, 130-летие со дня рождения которой в самом конце июля отметили в Северной столице.

«Я вдруг почувствовала, что Петербург – мой город и действительно принадлежит мне. Исчезло всё столичное, чопорное, чужое. Петербург стал чем-то вроде своего имения, по лесам и полям которого бродишь целыми днями», – писала она. Хотя в городе под таким названием она никогда не жила. Ираида Гейнике – таково настоящее имя нашей героини – родилась в Риге, Одоевцева – литературный псевдоним. Когда её семья переехала на берега Невы, он назывался Петроград. После долгой эмиграции она вернулась уже в Ленинград, но всегда называла его Петербургом.

В СССР книги Ирины Одоевцевой были под запретом, о ней вспомнили лишь с началом перестройки и после её возвращения на родину, когда были переизданы сборники её очаровательных стихов и огромными тиражами напечатаны её замечательные мемуарные книги «На берегах Невы» и «На берегах Сены» о русской эмиграции в Париже. Они и сделали у нас Одоевцеву знаменитой.

Хотя как поэтессу её заметили ещё в Петрограде, где кипела бурная литературная жизнь, а поэты были кумирами, несмотря на то что время тогда для стихов было самое неподходящее.

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет,

Живи ещё хоть четверть века,

Всё будет так: исхода нет…


«Зима 1919/20 г. Очень голодная, очень холодная, очень чёрная зима, – вспоминает Ирина Одоевцева в своей книге «На берегах Невы». – Грабежи стали бытовым явлением. С наступлением сумерек грабили всюду».

Удивительно, но в это грозное и страшное время в Петрограде были люди, которые ходили… слушать стихи! «Я каждый день, – пишет Одоевцева, – совершенно одна возвращалась поздно вечером из Института живого слова одна. По совершенно безлюдным, тёмным – «хоть глаз выколи» – страшным улицам… Шесть часов вечера. Падает снег. Я иду домой по Бассейной… Поднимаюсь с чёрного хода. Парадный недавно заколотили – для тепла и за ненадобностью. «Теперь нет господ, чтобы по парадным шляться!» – заявляли большевики».

Однако у юной Одоевцевой о том времени самые радужные воспоминания. «Голодный, холодный, снежный январь. Но до чего же весело! В «Живом слове» лекции сменялись практическими занятиями и ритмической гимнастикой по Далькрозу. Кони возглавлял ораторское отделение, гостеприимно приглашая всех на свои лекции…»

Дом искусств. Литераторов дом.

Девятнадцать жасминовых лет.

Гордость студии Гумилёва,

Николая Степановича…


– писала восхищавшаяся тогда Гумилёвым «поэтесса с огромным бантом», как она сама тогда себя называла:

Ни Гумилёв, ни злая пресса

Не назовут меня талантом.

Я маленькая поэтесса

С огромным бантом.


Она запоем слушает на вечерах в голодном городе, но в переполненных залах стихи Сологуба, Мандельштама, Белого. Популярного тогда и ныне совершенно забытого Тимофеева, прославившегося позднее знаменитыми «Бубличками». Становится свидетелем невероятного успеха Маяковского: «Зал восторженно загрохотал. Казалось, всё грохотало, грохотали стулья, грохотали люстры, грохотал потолок и пол под звонкими ударами женских ног.

– Бис, бис, бис!.. – неслось отовсюду».

Восторженно слушает Блока: «Блок стоит неподвижно. В «ярком беспощадном свете» электрических ламп, направленных на него, ещё резче выступает контраст между тёмным усталым лицом и окружающими его, как нимб, светлыми локонами:

Вагоны шли привычной линией,

Подрагивали и скрипели,

Молчали жёлтые и синие,

В зелёных плакали и пели…


Оказавшись потом в Париже, Одоевцева поражалась: «Просто невозможно себе представить, как слушали, как любили поэтов в те баснословные годы в Петербурге, да и во всей России. Марина Цветаева была права, когда писала: «Из страны, где мои стихи были нужны, как хлеб, я в 22-м году попала в страну, где ни мои стихи, ни вообще стихи никому не нужны».

«Нет, – поправляет её в своих воспоминаниях Одоевцева, – на этот раз Цветаева не преувеличила, а скорее преуменьшила – стихи тогда многим были даже нужнее хлеба».

Гумилёв, её кумир тех лет, тоже ничего не боялся. Однажды в Петербурге на вечере у балтфлотцев, читая стихи, он вдруг продекламировал:

Я бельгийский ему подарил пистолет

И портрет моего государя…


По залу прокатился протестующий ропот. Несколько матросов вскочили. Но Гумилёв продолжал читать спокойно и громко. Кончив читать, он спокойно обвёл зал глазами. Гумилёв ждал и смотрел на матросов, матросы смотрели на него.

«И, – продолжает Одоевцева, – аплодисменты вдруг прорвались, прогремели, загрохотали. Всем стало ясно: Гумилёв победил. Так ему ещё никогда не аплодировали».

В то страшное время в Петербурге было много трагических смертей, о которых она вспоминает. Жена знаменитого тогда поэта Фёдора Сологуба Анастасия Николаевна бросилась в отчаянии с Тучкова моста и утонула. Сологуб долго отказывался этому верить. Он её ждал. Обед по-прежнему готовили на двоих. Постель Анастасии Николаевны ежедневно стелилась… Потом Сологуб при помощи высшей математики пришёл к выводу о том, что загробная жизнь на самом деле существует и что он скоро встретится со своей обожаемой Анастасией. Только тогда он успокоился.

Перед отъездом за границу Одоевцева зашла к Сологубу попрощаться. Она уезжала легально, и Сологуб мрачно сказал: «Вы, конечно, думаете, что скоро вернётесь? Только прокатитесь по Европе? Да? Вы вернётесь лет через пятьдесят…» Одоевцева тогда ему не поверила. Но именно так и получилось. Сологуб ошибся ненамного.

За границей – в Берлине и Париже – Одоевцева почти сорок лет прожила вместе со своим мужем – другим знаменитым поэтом русской эмиграции, Георгием Ивановым, с которым они расписались ещё в Петербурге после смерти Гумилёва. Заграница разочаровала Одоевцеву. «Я никому не признаюсь в том, что разочарована… Большинство бежавших из России в восторге от берлинской жизни и наслаждаются ею… О стихах здесь как будто забыли. Трудно поверить, что эти самые люди ещё совсем недавно шли по неосвещённым, страшным ночным улицам, усталые, голодные и озябшие, шли в мороз, под дождём, часто через весь Петербург только для того, чтобы в Доме искусств или в Доме литераторов послушать стихи».

В Берлине, а потом и в Париже Одоевцева общалась со всем цветом русской эмиграции, с приезжими знаменитостями: Есениным, Керенским, Северяниным, Алдановым, Буниным, Адамовичем, Анненковым и многими другими, о которых увлекательно рассказала потом в своих книгах. Она стала свидетелем их тоски, страданий и судорожных попыток хоть как-то утвердиться в чуждой им стране.

«…Есенин, – вспоминает она случайную встречу со знаменитым поэтом в ресторане для эмигрантов, – наливает мне рюмку водки. Я качаю головой.

– Не пью.

– Напрасно! Этому необходимо научиться. Водка помогает.

– От чего помогает? – спрашиваю я.

– От тоски. От скуки. Если бы не водка и вино, я бы уже давно смылся с этого света! Ещё девушки, конечно! Влюбишься – и море по колено! Зато потом как после пьянки, даже ещё хуже. До ужаса отвратительно… Вот ещё животные. Лошади, собаки, коровы. С ними я всегда, с самого детства дружил… Вы непременно должны выпить. За нашу встречу! Хоть один бокал.

И я чокаюсь с ним и пью. Кругом шумят, но я слышу только то, что говорит Есенин. Я гляжу на него. Нет, я не могу поверить, что это тот самый хулиган-скандалист. Он так трогательно нежен. Он нежный, «нежности нежней»! Просто по Маяковскому, «не мужчина, а облако в штанах…».

Ирину Одоевцеву считают по преимуществу поэтессой, а ведь она написала и несколько прозаических произведений: «Ангел смерти», «Изольда», «Зеркало», «Год жизни» и другие. Её роман «Оставь надежду навсегда», посвящённый событиям внутри России 1930–1940-х гг., имел в эмиграции бурный успех. Роман Гуль писал: «Сейчас на экземпляр, который у меня, – очередь. Рвут на части. Я не только потрясён, я поражён... Какая изумительная, какая верная и какая беспощадно-прекрасная книга!»

«Маленькая поэтесса с огромным бантом» прожила долгую жизнь, ей в итоге повезло. Она не умерла в парижской богадельне для престарелых русских эмигрантов. В 1987 году она всё-таки приехала в СССР, где уже вовсю бушевали ветры перестройки. В Ленинграде её, забытую в советской России, ждала громкая слава. После ничтожных эмигрантских изданий её книги вышли гигантскими тиражами: «На берегах Невы» – тиражом 250 тысяч экземпляров, «На берегах Сены» – 500 тысяч…

«В России надо жить долго», – вполне могла бы сказать по этому поводу Одоевцева, повторяя слова Корнея Чуковского при получении Ленинской премии по литературе в 80 лет. Умерла она 14 октября 1990 года в Ленинграде. Совсем немного не дождавшись возвращения своему любимому городу его прежнего имени – Петербург.


Тэги: Эпоха и лица
Обсудить в группе Telegram

Владимир Малышев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Большая повесть поколенья

    20.07.2025
  • Он мечтает переделать мир

    07.07.2025
  • К штыку приравняв перо

    30.06.2025
  • «И горькие наши рассказы из первых получены рук…»

    21.06.2025
  • Ленинград Ильи Глазунова

    21.06.2025
  • Думать – это не развлечение

  • Рубенс нашей музыки

  • Капитан Игнатов

  • Исповедовался людям

  • Чадо питерских инженеров

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Премьера Дата Книга Интервью Утрата Новости Театральная площадь ЛГ рейтинг Классики Очевидец Поэзия Коми Эпоха и лица Музейное дело Анонс
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS