«Огня! – кричат, – огня!» Пришли с огнём». Едва ли точнее Ивана Андреевича Крылова, незнакомого с новой кинолентой, можно выразить задачу и процесс работы над ней. Огня и жути тут более чем достаточно для зрителей, как и, подозреваю, для самих профессиональных «тушил», но не для режиссёра, который по ходу фильма, будто Петька из знаменитого анекдота, неустанно наращивал ставку – а стакан слезы сможешь? а кружку? а ведро?
Подозреваю, потому что два года и сам имел отношение к этой профессии, ходил в огонь, видел азарт и страх, гибель своих и чужих. Образы и характеры героев, их речь и юмор – убедительны. Но зачем усиливать реальный будничный героизм искусственными мелодраматическими красителями, усилителями и множителями? Да и на зрителей это на каком-то этапе перестаёт действовать. Один гвоздь вызывает боль, десяток – уже воспитывает рахметовых.
Сент-Экзюпери когда-то заметил, что совершенство достигается не тогда, когда нечего добавить, а когда нечего убрать. А вот здесь этого, увы, много. Особенно в концовке фильма, к сожалению, абсолютно выбивающейся из общей стилистики, скорее напоминающей краткий видеоотчёт о проделанной в фильме работе и достигнутых успехах. Может, повлияло завершение финансового года или неуверенность авторов в конечном эффекте, в интеллектуальном и эмоциональном уровне потенциальной аудитории. Даже механическим редакторским монтажом можно было бы отчасти устранить этот «баден-баден», спасти напряжение, динамику и искренность ленты. А так приходит на ум фраза, произнесённая Сталиным после одной из премьер Большого театра, – «Артисты нэ виноваты». К их ярким работам вопросов нет.
Но главный сценарный «прикол», пожалуй, в том, что МЧС трагически борется не со стихией, а с собственным разгильдяйством. Вылетают без запаса горючего, не предупреждают местных и попадают в кольцо огня, теряют лагерь, снаряжение, спутниковый телефон, лишаются связи с центром… Мне, как и сценаристу, тоже нравится незабвенный сериал «Место встречи изменить нельзя», где отважные муровцы гоняются за бандитами на стареньком трофейном автобусике, лихо напевая: «Бак пробит, хвост горит, и машина летит на честном слове и на одном крыле». Но ведь это было в сороковых прошлого века. Зачем надо было здесь-то задействовать дряхлую, с обломовским кряхтением отрывающуюся от земли винтокрылую героиню «Мимино»? Ещё одна скрытая киноцитата? Тонкий намёк на необходимость индексации работающим пенсионерам?