«Я всегда воображал Рай чем-то наподобие библиотеки»… Эти слова Хорхе Луиса Борхеса, писателя, поэта, библиотекаря, не раз вспоминались тем, кто в Дни славянской письменности и культуры оказался в Самаре на Российском библиотечном конгрессе.
Когда-то, в далёком 1989 году, здесь, на берегу Волги, собрались представители библиотек и задумали создать общероссийскую библиотечную организацию. А спустя несколько лет родилась Российская библиотечная ассоциация, объединяющая большие и малые библиотеки России. Своего рода авангард библиотечного дела в стране, его ум и душа, стратегический и творческий центр. С тех пор Всероссийский библиотечный конгресс проходит в разных городах нашей страны: Тверь, Ярославль, Псков, Новосибирск, Брянск, Томск, Вологда, Пермь… Каждый из этих городов становится Библиотечной столицей России, и не только на дни конгресса – на целый год, объединяя горожан темой книги, чтения, просвещения. И вот теперь, в год двадцатилетия РБА, библиотечной столицей России снова стала Самара.
В течение шести дней – с 17 по 22 мая – библиотекари, деятели культуры, издатели, педагоги, более тысячи участников из 62 регионов России, говорили об отечественном книжном наследии. О том, что такое Библиотека и что значит она для современного мира, который то цинично надламывает себе крылья и демонстративно желает «жить в свое пузо», то вырывается из «духовного обморока» и ищет «высшей идеи существования», то впадает в обособление и раздор, а то опамятывается и взыскует вселенского родства. Как может она помочь человеку: ребенку, открывающему для себя мир, «юноше, обдумывающему житие», зрелому мужу, уверенно идущему своей дорогой, старцу, итожащему опыты прожитой жизни…
В конгрессе приняли участие крупные национальные и региональные библиотеки, открывающие доступ к универсальному знанию, и библиотеки муниципальные, являющиеся «душой» места, средоточием духовной и творческой жизни города, поселка, села. Библиотеки Академии наук, университетов, музеев – и школьные библиотеки, верная опора учителей, которые и в эру ЕГЭ и стандартов помнят о том, что образование – это не натаскивание на жизнь и что подростка, идущего к взрослости, нужно научить думать не в заданном формате учебного теста, а в широком проблемном поле, решать творческие задачи, а не выбирать один из четырех ответов, ставя в экзаменационном квадратике незатейливый крестик. Настоящие учителя всегда дружат с библиотекой и учат дружить с ней детей. Ведь именно в библиотеке, в её созидательном, умном пространстве, побуждающем к деятельному добыванию знания, к творчеству и сотворчеству, рождаются личности, а не нумера, «изобретатели», а не «приобретатели» – по точной и остроумной классификации Велимира Хлебникова.
Шесть дней выступлений, дискуссий, встреч, презентаций. Экскурсии по библиотекам Самары и прилегающих городов – солнечному сплетению книжной культуры края. Собор лиц, симфония образов, живое многоголосье идей. Библиотека, которую наш прагматический век, привык числить Золушкой, замарашкой-дурнушкой, отводя ей место разве что на задворках цивилизации, но никак не на парадном балу среди царственных особ мира промышленности, торговли, политики, вдруг обернулась прекрасной принцессой. Библиотечное пространство предстало пространством, способным к безграничному расширению, собирающим вокруг себя те сферы культуры, которые выделил и обособил друг от друга поклонившийся специализации XX век. Современная библиотека – и интеллектуальный, образовательный центр, и лекторий, и концертный зал, и творческий клуб, и архив, и музей, и лаборатория... Утром в ней детский праздник и квест, а вечером лекция и семинар, сегодня – музыкальный вечер, спектакль или выставка, а завтра – книжная презентация, встреча с писателем, конференция…
Библиотека не просто расширяет пространство, она ещё нравственно заряжает его, превращая в пространство общего делания. «Друзья библиотеки», авторы, издатели, читатели, – не равнодушные «пользователи», они – строители библиотеки, соучастники её работы. А еще библиотека демократична. Ее двери открыты для всех, а программы обращены каждому человеку вне зависимости от того, Ротшильд он или последний бедняк, демократ или консерватор, блестящая знаменитость или просто «житель родного города». В читальных залах, на творческих мероприятиях пересекаются люди разных профессий, разных социальных страт, разных национальностей, разных убеждений и вер. Уважение к другим нациям и культурам, созидательный диалог представителей разных народов идет через взаимное узнавание – истории, традиций, быта, литературы и языка, а значит через книгу и библиотеку.
Ф.М. Достоевский много писал о «случайности» русских семейств, о разрыве сыновне-отеческих связей, о вражде детей и отцов, не имеющих общей почвы, утративших смысл существования. И в прошлом, и в современности библиотеки многое делают для преодоления этой «случайности». Они выстраивают теплые пространства взаимодействия людей разных поколений, объединяя их вокруг книги и наследия. Помогают справиться с атомарностью существования, той, что как раковая опухоль охватила мир мегаполисов, где человек обречен на бессрочное заключение в каменных клетках квартир и все чаще стремится уходить в виртуальность, заменяя потребность в другом суррогатами сетевой коммуникации. Библиотеки возвращают нас к общей жизни, дают радость подлинного, а не мнимого взаимодействия, общения реального а не виртуального. И одновременно нацеливают на развитие, необходимой основой которого является расширение знания.
В 2014 году, когда Библиотечной столицей России была Рязань, в рамках конгресса прошли научные чтения памяти Н.Ф. Федорова, «идеального библиотекаря», уроженца Рязанской земли, мыслителя, для которого культура и институты культуры вместе с наукой и образованием были творческой силой мира, авангардом движения в будущее. Слёт библиотекарей в Самаре стал духовным приношением 200-летию со дня рождения основателя Самарской публичной библиотеки Константина Карловича Грота. Возглавляя губернию в 1853–1860 гг., он был не просто управителем края, но и творцом его культурного пространства, открыл театр, женское училище, мужскую гимназию, духовную семинарию. И свое книжное собрание завещал созданной им библиотеке, повторив дело графа Н.П. Румянцева, из коллекции которого, как из горчичного зерна, выросла главная библиотека страны – Российская государственная библиотека.
«На благое просвещение» – этот девиз Румянцева, соединяющий труд познания с трудом души, освящал и работу Российского библиотечного конгресса. Недаром на торжественном заседании его участники передавали друг другу свечи – символический Свет Просвещения, обращенный к каждому человеку, приходящему в мир. А на рабочих встречах говорили о книге и Слове, о роли библиотеки в воспитании культуры чтения и языковой культуры личности. И конечно о том, как в Год литературы библиотеки столицы и регионов раскрывают детям и родителям, школьникам и студентам, гуманитариям и негуманитариям мир классики и мир новой литературы, как становятся мостом между писателем и читателем, помогая автору обрести ту почву, без которой не может жить и дышать его слово. Как встречают – радостно и любовно – молодых прозаиков и поэтов, как ищут таланты и открывают новые имена. Библиотекарь года-2013 Ольга Андон рассказывала о работе Суздальских библиотек с наследием писателей-земляков, о созданном ими кабинете В. Солоухина и виртуальном музее В. Светозарова, о литературной акции «Читаем Владимирское». Настоящей творческой симфонией стал доклад Ольги Дарановой – о том, как Ульяновские библиотеки работают с именами писателей, пуповинно связанных с родной землёй, с фигурами таких подвижников просвещения, как М.Е. Евсевьев, создатель азбуки и учебника русского языка для мордвы, много сделавший для развития образования и культуры мордовского народа.
Литературное краеведение в библиотеках соединяет научный поиск с просветительным деланием. Это поле сотрудничества библиотекарей, профессионалов-филологов и, конечно, тех, кто в библиотеку приходит. Один, но говорящий пример. Библиотеки Межрайонной библиотечной системы им. М.Ю. Лермонтова в Санкт-Петербурге уже ряд лет организуют литературные экскурсии. И жители домов, расположенных в историческом центре, не только вступают в собеседу с памятниками прошлого, открывают для себя культурную «ауру» того, что на казенном языке носит невыразительное название «место жительства», но и становятся волонтерами-экскурсоводами и теперь уже сами знакомят горожан с тем китежским великолепием, которое скрывает в себе улица, по которой проходишь, дом, в котором живёшь.
Литературная карта региона… В создании таких карт – бумажных и интерактивных – библиотеки России участвуют широко. Как отпечатались в культурной памяти места восемнадцатый, девятнадцатый, двадцатый век? К примеру, с Самарской землей, принимавшей библиотечный конгресс, были связаны: поэт-баснописец И. Дмитриев и С.Т. Аксаков, самарские впечатления которого отразились в повести «Детские годы Багрова-внука» и «Записках ружейного охотника»; двое Толстых – создатель «Войны и мира» и автор «Хождения по мукам», а также любимой детьми и взрослыми сказки «Золотой ключик», Максим Горький, работавший в «Самарской газете», и Дмитрий Фурманов, в годы Гражданской войны служивший под командованием Василия Чапаева. Самарцами были писатель Артем Веселый и поэт Александр Ширяевец. На Литературной карте Самарской губернии отмечены и те писатели-классики, кто бывал здесь проездом: А.С. Пушкин, собиравший материал для «Истории Пугачева», А.Н. Островский, назвавший Самару «веселым, добрым, радушным городом», В.В. Маяковский, читавший в здании Самарского губкома доклад «Лицо левой литературы»… Принадлежащие к разным эпохам и художественным направлениям, исповедовавшие различные взгляды, русские писатели входят в общее пространство наследия, и это, пожалуй, самый главный урок литературного краеведения – память, культура объединяющи, они не место сведения идейных счетов.
«История есть воскрешение, а не суд», – любил повторять Н.Ф. Федоров, много писавший о значении «местной истории», о её душеобразующей роли, позволяющей личности ощутить свою причастность родовой цепи поколений, памяти малой родины, теплой, живой, наполненной образами близких, знакомых, друзей. Именно здесь, у родных очагов и могил, зарождается любовь к отечеству, способная расшириться до всечеловеческой и всемирной любви, сплетаются первые нити братства, встающего против неродственности и розни. Месяц назад правду этой мысли философа мы ощутили всей страной, когда на улицы городов и весей вышли сотни тысяч людей с портретами своих отцов, дедов, прадедов, участников Великой Отечественной, – представители разных национальностей, разных убеждений, верований, традиций, христиане и мусульмане, иудеи и буддисты, демократы и консерваторы, либералы и почвенники, были едины в общей памяти, благодарности и любви. И многие библиотеки в майские дни стали своего рода «штабами» Бессмертного полка. Вместе с горожанами и сельчанами они собирали память о лицах войны, архивные материалы, живые свидетельства героев и их потомков, устраивали выставки и акции памяти. Передавали собранное в краеведческие музеи и открывали экспозиции в своих собственных стенах, оцифровывали документы и фотографии, создавая виртуальные музеи и электронные коллекции, эти местные островки памяти, которые, если помогать им расти, образуют материк памяти общей, народной.
В рамках конгресса много говорилось о библиотеках как центрах наследия: вместе с музеями и архивами они собирают память о лицах и времени, и не только собирают, но и актуализируют сохранённое, а значит запечатлённые в нем нравственные, духовные смыслы. Остро обсуждалась проблема именных и мемориальных библиотек, многие из которых представляют собой потенциальные музеи. В ситуации оптимизации эти библиотеки и их коллекции оказываются под ударом, что продемонстрировала недавняя история с одной из старейших московских библиотек – Библиотекой – культурным центром А.Т. Твардовского, лишившейся своего здания и выброшенной за пределы Дорогомилова. А ведь именно библиотеки, широкая сеть которых раскинута по всему пространству России, могут предотвратить те потери наследия, которые настигают современность, несмотря на развитие традиционных и появление новых систем хранения информации. Уходят свидетели «некалендарного» двадцатого века: учёные и инженеры, писатели и деятели культуры, педагоги и медики, деятели космической отрасли и подводники, строители и железнодорожники… и вместе с ними уходит его живая история. Кому же, как не библиотекам, воздвигнуть «течение встречное» – против утрат и забвения?
В свое время Н.А. Бердяев, размышляя о должных основах национальной истории, выдвигал идею творческого консерватизма, соединяющего дерзновенное искание новых путей с опорой на традицию, на опыт прошлого. Библиотека воплощает в себе именно такую – умную, целостную – модель. С одной стороны, она – реальный фактор развития – просветительства, науки, образования, открытая исследовательская и творческая площадка, поле апробации новых идей и проектов, пространство социальной работы. С другой – собиратель и хранитель наследия, навигатор в мире знания и культурной памяти. Обе роли делают библиотеку абсолютно необходимым и принципиально неуничтожимым звеном в национально-государственной и общественной жизни. Библиотека – вместилище Логоса, и нравственное ее измерение актуально всегда, о чем нельзя забывать, когда на повестку дня встает вопрос о сокращении библиотек в угоду пресловутой оптимизации.
Сегодня модно говорить, что эра цифровых технологий несет смерть книге и библиотеке. Однако эти суждения не более чем спекуляция. Напротив, развитие цифровой эры дает библиотеке второе дыхание. Всё больше книгохранилищ получают доступ к мировым электронным ресурсам, открывают у себя виртуальные читальные залы, подключаются к Национальной электронной библиотеке, предоставляют доступ к базам данных крупнейших библиотек мира и тем самым оказываются способными удовлетворить любые, самые изощрённые запросы читателей. Каждая библиотека – в столице и провинции, в городе и отдалённом селе – в цифровую эру может стать дверью в мир знания и наследия, площадкой самообразования, творческой, умной работы.
И не случайно в библиотечную профессию ныне активно идет молодёжь, а молодёжная секция РБА – одна из самых бурлящих, инициативных и дерзких. В дискуссиях молодых библиотекарей библиотека предстает как пространство возможностей, самых невероятных и искрометных, а библиотечная профессия – как поиск, творчество, риск. Здесь не боятся новаций и экспериментов, потому что рождают их сами – не прагматичным чиновничьим разумением, а собственным «горячим сердцем». И эта горячность, душевная неуспокоенность, влюбленность в библиотеку сближает библиотечную молодежь со старшими ее собратьями. Одна из церемоний конгресса продемонстрировала это воочию. На сцену Саратовской филармонии поднялись два поколения библиотекарей: те, кто отдал профессии всю свою жизнь, и те, кто в неё только вступает. Они замечательно смотрелись вместе: радостные, одушевленные, разные – и тем не менее единые в главном. Об этом главном точно сказал рукоплескавшему залу Александр Завальный, главный библиограф Самарской областной универсальной научной библиотеки: «Всем лучшим в своей жизни я обязан библиотеке и никогда ей не изменял».
Библиотеки – как люди: двух одинаковых нет. Каждая – со своим «лица необщим выраженьем», со своей творческой нотой. Эта «цветущая сложность» (по слову К.Н. Леонтьева) есть величайшая драгоценность. В ней проявляется сущность культуры, её метафизика, её единство с неисчерпаемостью, многоликостью жизни, «разность потенциалов» которой противоположна нивелирующей силе смерти. «Культура есть сознательная борьба с мировым уравниванием», – писал о. Павел Флоренский.
И образ «библиотеки будущего» у каждого свой. Какой – об этом российские библиотекари напишут в эссе профессионального конкурса «Библиотекарь года–2015». На открытии конгресса состоялось торжественное представление этого конкурса, который проводится РБА уже в третий раз, а 15 июля начался прием заявок. Когда знакомишься с биографиями участников, читаешь их конкурсные эссе, понимаешь, какое уникальное богатство, какую драгоценность – культурную, нравственную, человеческую – несут в себе и дарят каждому из нас библиотеки.
На закрытии конгресса прошла ещё одна церемония: объявления Библиотечной столицы России 2016 года. Этой столицей станет Калининград, а ее сердцем – Калининградская областная универсальная научная библиотека, активно сотрудничающая с Университетом им. Канта и школами города. Спустя год в самой западной точке России состоится масштабный разговор о библиотеке – а значит о перспективах культуры, цивилизации, человечества. Ибо библиотека – их «точка сборки». Объединяя вокруг книги, знания и наследия, она помогает личности осознать себя во времени и в истории. Привлекая к своим программам, дает возможность испытать радость творчества, понять значение жертвенности, правду служения. Учит жить – по слову Н.Ф. Фёдорова – «не для себя и не для других, а со всеми и для всех».
Слова Борхеса о Рае, подобном Библиотеке, в этом смысле – совсем не метафора. Как не преувеличение – слова Д.С. Лихачёва: «Пусть всё погибнет, останутся только библиотеки – и тогда сохранится жизнь и сохранится культура».