Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 января 2024 г.
Политика Актуально

На крыло!

Точка зрения эксперта на проблемы авиаотрасли

17 января 2024

Правительство утвердило новый инвестпроект по развитию авиационной промышленности. Дополнительно из Фонда национального благосостояния (ФНБ) планируется выделить более 280 млрд рублей на техническое перевооружение предприятий, увеличение мощностей, проведение опытно-конструкторских работ и создание новых материалов и электронной компонентной базы. О новых задачах, стоящих перед авиастроением, мы беседуем с заведующим кафедрой конструкции и проектирования летательных аппаратов Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева профессором Владимиром Гайнутдиновым.

– Владимир Григорьевич, авиаперевозчики ещё летом 2014 года начали говорить, что пора переходить на собственный авиапарк. Почему же их не услышали?

– Перевозчикам с точки зрения выгоды безразлично, на чём летать. Ситуация изменилась по не зависящим от них причинам. Тезис, который был когда-то провозглашён, что гораздо лучше и дешевле покупать импортные самолёты, с началом СВО стал неактуальным.

Самолёт нужно поддерживать в исправном состоянии, только тогда он будет летать и приносить прибыль. А нам эти возможности обрезали. Авиация – это отрасль, в которой заложены регламенты, контроль качества, испытания, обеспечивающие безопасность. В том числе и для самолётов, которые уже находятся в эксплуатации. Я, например, без опаски летаю. Если воздушное судно проходит тщательный регулярный техосмотр, не так принципиально, сколько ему лет.

– Удастся нам достичь показателей, заданных в программе развития авиационной отрасли?

– Начинать нужно со средней школы. С физики и математики.

Нужно вкладывать деньги в оснащение. Сравните Харбинский технологический институт, с которым мы сейчас сотрудничаем, и наш университет. В Китае во многих вузах есть аэродинамические сверхзвуковые трубы непрерывного действия. Это энергозатратная вещь. У нас это даже не труба, а установка, которая может обеспечить сверхзвуковой импульс в течение не более чем одной секунды (после этого нужен перерыв для следующего накопления сжатого воздуха в резервуаре), не говоря уже о размерах сечения рабочей камеры, в которую можно поместить только очень-очень маленький образец. Китайские аэродинамические сверхзвуковые трубы по сравнению с нашей установкой – это как люксовый автомобиль по сравнению со ржавым старьём. Я понимаю, когда деньги за рубеж выводят частные компании, но когда государство выводило деньги, а не вкладывало их в развитие инфраструктуры, – мне это непонятно.

– А в чём заключается ваше сотрудничество с Харбинским технологическим институтом?

– Наш университет занимается, помимо прочего, беспилотниками. Ныряющими беспилотниками, которых ещё, в общем-то, нет. Плавающие есть, а это – двухсредные, как ныряющие птички или летающие рыбки. Если совсем грубо обозначить, их цель – вовремя смыться. В условиях боевых действий обнаружили – а он бульк в воду.

Наша специализация по гособоронзаказу – это беспилотники-носители. Конвертопланы, вертикально взлетающие беспилотники. Начинали мы на немецких бесщёточных движках, а теперь сделали свои. Раньше многое было проще купить на Западе.

С китайцами дорабатываем гражданский беспилотник, который садится в автоматическом режиме на специально заданное место. Беспилотник, который может сесть на провода… это была очень интересная задачка, с которой мы в институте справились. Высоковольтные провода высоко, а коптер можно научить обследовать их и чинить.

– Чувствуете какие-то положительные изменения после принятия полтора года назад программы развития авиационной отрасли до 2030 года?

– Да, наконец создали базовую кафедру на заводе. То есть процесс идёт. Но очень медленно, и сейчас тоже есть люди, которые надеются, что скоро это движение закончится и мы, как и раньше, будем продавать нефть и газ, а самолёты просто покупать. Ведь до программы-2030 была программа-2020. Выполнена она? Не выполнена... Нужна работа над ошибками.


Тэги: Интервью
Обсудить в группе Telegram

Татьяна Шабаева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Русских хотели обречь на вымирание

    07.05.2025
  • Татьяна Аксюта: «Ромео и Джульетта всегда будут на первом месте»

    02.05.2025
  • «От нас всегда ждут чего-то неожиданного!»

    01.05.2025
  • Дранг нах Остен: как это было

    30.04.2025
  • Достойны воспевания

    19.04.2025
  • Месть уходящих

  • Глеб Бобров: «Русские России сражаются с обманутыми русскими Украины»

  • Кирилл Крок: «Я знаю Анатолия Шульева как строителя театра, а не разрушителя»

  • Новое в традициях

  • Двадцать лет назад они нами восхищались

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS