Традиционный вечер памяти основателя национальной галереи Благотворительный фонд имени П.М. Третьякова посвятил 100-летию выхода первого номера журнала «Русское искусство».
Берега реки надёжнее всего связать мостами. Через реку времени их тоже наводят – человечество этим искусством овладело давно. И при всей своей зыбкости, они, в отличие от каменных и железных, порой оказываются более прочными и долговечными. Создавая в 1923 году журнал «Русское искусство», известный редактор и издатель Соломон Абрамов мечтал собрать под одной обложкой отечественное искусство «всех видов» – от изобразительного до театра и кино – представив его читателю во всей возможной широте; причём не только русскому – издание должно было выходить на английском, немецком и французском языках.
Хрупкий росток, обещавший стать могучим деревом, не выдержал натиска суровой эпохи: вышло всего три номера. Журнал разделил участь большинства изданий того времени, посвящённых культуре и искусству. Соломон Абрамов и его единомышленники вряд ли могли предположить, что их дело в начале XXI века будет продолжено, а в числе подвижников и энтузиастов окажется и Благотворительный фонд имени П.М. Третьякова.
Каждый год в декабре, в преддверии дня рождения Павла Михайловича, Фонд собирает в Третьяковской галерее всех, для кого служение русскому искусству стало делом жизни. Минувший год прошёл для журнала под знаком неразрывности цепи времён. «100 лет спустя. Продолжение следует…» – такое название получил недавний «традиционный сбор». Неудивительно, что президент Фонда Е.В. Бехтиева посвятила вечер «странным сближениям» (говоря словами А.С. Пушкина), отчётливо прослеживающимся в судьбе издания. С «Русским искусством» Елена Владимировна связана с момента возрождения журнала, на протяжении последних десяти лет является главным редактором, четверть века проработала в Третьяковской галерее. Вот один пример из ряда неожиданных схождений: в своё время Соломон Абрамов стал создателем и первым заведующим издательского отдела Третьяковской галереи. Сегодня отделом руководит Ирина Лазебникова, пришедшая в возрождённый журнал редактором. На вечере говорили и о других, на первый взгляд, «странных сближениях». Столетний юбилей первого номера получился общим праздником, объединившим редакцию журнала, его многочисленных авторов, друзей, соратников, и, конечно же, читателей.
Однако кульминацией вечера стало другое событие – вручение Премии имени П.М. Третьякова «За верность профессии и многолетнее служение русскому искусству», одной из авторитетнейших наград в области музейного дела. Церемония проводится с 2006 года, когда был учреждён Фонд, лауреаты определяются его Попечительским советом.
По традиции одна из трёх премий присуждается работникам региональных российских музеев. В 2023-м – ведущему научному сотруднику отдела выставочных программ Новгородского музея-заповедника Татьяне Владимировне Володиной. Родному музею она посвятила 45 лет, выбрав главной темой научной и практической работы творчество новгородских художников послевоенного времени. Получая награду, лауреат призналась, что это оценка не только её труда, но и работы коллег – тех, кто держит на своих плечах коллекции музеев, расположенных далеко от столицы. Для них Премия имени Третьякова имеет особую ценность.
У старейших сотрудников Третьяковской галереи верность профессии измеряется даже не десятилетиями – целой жизнью. Людмила Михайловна Смирнова пришла в Третьяковскую галерею 54 года назад: со школьной скамьи – смотрителем в залах. Высшее образование получала, не покидая стен, ставших вторым домом. В 1980 году приняла на хранение свой первый фонд в отделе графики ХХ века – плакаты «Окон РОСТа» и «Окон ТАСС»; его состояние требовало особого внимания. Впрочем, любой фонд обязывает хранителя к полной отдаче своих сил, знаний и опыта. На сегодняшний день на попечении Л.М. Смирновой два фонда – плаката и гравюры, общей численностью свыше 11 тысяч музейных предметов. «Премия имени Третьякова, – говорит она, – это награда, которой оценивается, по сути, вся моя жизнь. Мы делаем обычную музейную работу – ежедневную и незаметную постороннему глазу, и, если оценка её такова, значит – всё не зря».
Почти полвека работает в музее Екатерина Георгиевна Волкова. Начинала в восемнадцать лет с должности лаборанта, а сейчас она – художник-реставратор высшей квалификации, заместитель заведующего отделом реставрации масляной живописи XVIII – начала ХХ века ГТГ. Количество картин, возвращённых ею к жизни, не поддаётся исчислению. Среди особо значимых – «Основание Петербурга» А. Венецианова, «Алёнушка» В. Васнецова, «Суд синедриона» Н. Ге, «Иван Грозный» И. Репина. Но, пожалуй, самое удивительное, что, будучи профессионалом высочайшего класса, Екатерина Георгиевна – мама 6-ых детей и бабушка 25 внуков. «Я действительно очень счастливый человек, – делится она, улыбаясь, – и дома, и на работе меня окружают любимые люди, поэтому делом всегда легко заниматься».
Третьяковские вечера по традиции подводят итоги ушедшего года и одновременно становятся порталом в год грядущий. Журнал «Русское искусство» вступает во второе столетие своей истории. Продолжение следует…