В посольстве Республики Армения прошла презентация специального выпуска журнала «Русское искусство», приуроченного к 30-летию установления дипломатических отношений между нашими странами.
Тема номера «Россия – Армения. Диалог на языке искусства» продолжает одну из ключевых линий издания – исследование взаимовлияний национальных культурных и исторических контекстов. Как отметил посол Республики Армения в России Вардан Тоганян, корни тёплых отношений наших народов уходят в глубокую древность, а культуры переплетены так тесно, что порой между ними стирается грань. Из имён художников, музыкантов, учёных, чьим талантом навеки соединены Россия и Армения, можно сформировать внушительный энциклопедический том. Открывающая номер статья директора Института искусств Национальной академии наук Республики Армения Арарата Агасяна о многообразии и глубине художественных связей стала бы в этом издании предисловием.
Рассказывая о музеях, редакция на этот раз воспользовалась методом контрастов. Вера Кальчурина, главный хранитель фондов Музея русского искусства, основу которого составило частное собрание известного армянского коллекционера А.Я. Абрамяна, раскрывает перед читателями самые яркие страницы его истории. А искусствовед Алис Нерсисян предлагает познакомиться с отдельными экспонатами московского музея-мастерской Дмитрия Налбандяна – советского художника, имевшего негласный титул «первой кисти Политбюро».
Центральное место в номере по традиции занимают портреты мастеров. Разнообразие ракурсов и широта исторических рамок делают эту импровизированную «галерею» весьма представительной. Статья Ирины Дрампян посвящена выдающемуся искусствоведу Лидии Дурново, для которой Армения стала, по сути, второй родиной, давшей не только широкое поприще для исследовательской работы, но и возможность укрыться от сталинских репрессий. Сразу в двух материалах перед читателем встаёт мощная фигура Мартироса Сарьяна, но если Светлану Хромченко занимает в первую очередь творец, во многом определивший лицо армянской национальной художественной школы, то Татьяна Пластова рассказывает о том, как отразились в искусстве таких непохожих друг на друга мастеров, как Сарьян и Пластов, дружеские отношения, связывавшие их многие годы.
Искусствоведческий «детектив» – жанр сложный: увлечь читателя рассказом о кропотливом труде исследователя или реставратора не каждому по силам, но авторам «Русского искусства» это всегда удаётся блистательно. В номере таких историй несколько. Заместитель директора Института искусств НАН Армении Анна Асатрян пишет о том, как была установлена личность автора слов к реквиему «Памяти И.К. Айвазовского», сочинённому Цезарем Кюи на смерть выдающегося художника. Заведующая отделом научной реставрации графики XVIII – начала ХХ века Третьяковской галереи Инна Соловова посвящает читателя в историю возвращения к жизни знаменитого рисунка Врубеля «Ангел с душой Тамары и Демон», некогда похищенного из Музея русского искусства в Ереване и обнаруженного разорванным на несколько частей только через двадцать лет. Искусствовед Лилит Саргсян раскрывает тайну пленительного женского портрета кисти Егише Татевосяна.
Сближения бывают не только странными, но и закономерными. Ольга Полянская из обширной коллекции армянского искусства, хранящейся в ГТГ, выбрала произведения, которые с полным правом могли бы служить иллюстрациями к проникновенной книге Андрея Битова «Уроки Армении». И, переворачивая последнюю страницу журнала, читатель наверняка согласится с писателем: «В Армении нет начала истории – она была всегда».