Документальный фильм Веры Кузьминой «Похищение Европы» (реж. А. Горяинов), прошедший по ТВЦ, был снят сразу же после трагических событий в Париже.
Тема фильма – усиливающаяся напряжённость между представителями различных культурных традиций и сможет ли Европа выбраться из этой тупиковой ситуации. Создатели фильма шаг за шагом прослеживают события последних лет, и картина начинает постепенно вырисовываться.
В своё время мигранты из бывших французских колоний, привлечённые разрешением селиться во Франции вместе со своей семьёй, получали здесь и муниципальное жильё, и пособие по безработице, и пособие на ребёнка (около тысячи евро в месяц); им предоставлялись места в детских садах и школах. При этом интеграции, на которую так рассчитывало правительство, не случилось; более того, как видно из многолетнего опыта, уже и не случится. Иммигранты не желают внедряться в новую среду, держатся обособленно, порой вызывающе. На почве межнациональных противоречий то и дело вспыхивают конфликты, а теракт в отношении журналистов-карикатуристов «Шарли Эбдо» и вовсе раскалил ситуацию. Естественно, что коренное население Франции не может равнодушно взирать на происходящее; в последнее время активизировалось движение «Национальный фронт» во главе с Марин Ле Пен. Одной из важнейших своих задач НФ ставит ужесточение миграционного контроля.
Нечто похожее происходит и в Германии: протестное движение здесь стремительно набирает обороты, и количество людей, несогласных с политикой властей, стремительно растёт.
Так, в конце декабря в Дрездене прошёл митинг, который, по сведениям очевидцев, собрал 25 тысяч демонстрантов, в Мюнхене – 10 тысяч. Движение ПЕГИДА (патриотичные европейцы против исламизации Запада) так же, как и «Национальный фронт» во Франции, заявляет о своём несогласии с нынешней правящей партией по вопросу исламизации Германии, но не только. ПЕГИДА требует сохранять рабочие места для немцев, не втягивать Германию в конфликт с Россией и Украиной. Казалось бы, вполне демократические лозунги, но есть одно «но». ПЕГИДА действует под эгидой немецких ультраправых сил, которые не любят мелькать на экране и не раздают интервью, но если у них всё получится, то движение может пойти совсем по иному пути. И такое в Германии однажды уже случалось.
В конце фильма звучат слова, которые заставляют серьёзно задуматься о той взрывоопасной ситуации, которая сегодня сложилась в Европе; а также предостережение не повторять прежних ошибок. Ведь тогда беда уже придёт не только в Европу – она накроет весь континент.