Грузия вдруг взорвалась под предлогом, что депутат из России сел не в то кресло в их парламенте. Президент страны француженка Саломе Зурабишвили тут же обвинила во всём саму Россию – она-де «наш враг и оккупант». И сразу оказалось, что отдельные грузины ненавидят русских туристов. Молодёжь с антирусскими плакатами заполнила центр Тбилиси. Любой кипиш немыслим без проверенного «переворотчика» Михаила Саакашвили, и вот он призывает полицию не выполнять приказы властей. А следом на местном ТВ нашёлся знаток русского мата, добавив острого перца в горячий июль и подняв всплеск активности уже другой молодёжи, и не только её: это позор Грузии! – горячились грузины, чтущие традиции предков.
Что это? Выплеск энергии молодёжи, «чтобы было что вспомнить»? Или предвестник грузинского «майдана»? Но зачем Западу свергать власть, во главе которой «свой», вернее, «своя»? Или теперь разные силы Запада борются за влияние в Грузии, поддерживая разных лидеров? Масштаб страстей ощутимо превышает её скромные размеры. Но как провокатор на южных границах России Грузия для всех – идеальный забияка. Что впереди?
Одно из любимых направлений отдыха россиян – Греция, и греки их ждут. Один из них объяснял мне, держа в руках бутылку с великолепным греческим вином: «Девяносто пять процентов греков, – и он показывал на основной объём бутылки, – хотят добрых отношений с Россией. Но вот эти пять процентов, – проводил он пальцем вблизи горлышка, – не хотят нашей дружбы». Всё так, но и в Грузии, и в Греции (и не только там) малый объём нередко и регулярно «бьёт» большой.
Внеочередные парламентские выборы в Греции 7 июля вывели на первое место правоцентристскую партию «Новая демократия», её лидер Кириакос Мицотакис теперь премьер-министр. Уже в первую неделю новая власть приняла знаковое решение – признала президентом Венесуэлы самозванца Хуана Гуайдо. Это сигнал Вашингтону: «Я ваш». Обсуждалось, о чём сообщала местная пресса, даже то, что главой Национальной разведывательной службы – главного внутреннего и внешнего специального ведомства – может стать шеф греческого филиала англо-американской частной военной компании G4S, которая охраняет посольство США в Греции. Имя его – Панайиотис Контолеон. Но что-то не срослось, хотя сам по себе факт красноречив.
К слову, послом США в Афинах служит ныне хорошо известный Джеффри Пайет – именно он курировал переворот 2014 года на Украине и раздавал плюшки и печеньки на майдане вместе с замгоссекретаря США Викторией Нуланд.
Пайет по прибытии в Грецию летом 2016 года развернулся так же широко, как в Киеве. Тогдашний премьер Алексис Ципрас не выдержал угроз и давления – вероятно, Пайет посулил ему «майдан как на Украине». В итоге правительство Ципраса согласилось на модернизацию военно-морской базы Суда на Крите, создание вертолётной базы на севере Греции, базы беспилотников в Лариссе, строительство порта для принятия американского сжиженного газа в Александруполисе.
С новым правительством участие Греции в подыгрывании США и НАТО станет ещё активнее, страна может превратиться в их новый форпост в военной и энергетической политике в Восточном Средиземноморье, на Ближнем Востоке.
Ещё одно излюбленное у нас туристическое место, Турция, отметилось историческим событием – на днях там приступили к монтажу российского противоракетного комплекса С-400. До последнего момента было не до конца ясно: устоит ли президент Эрдоган перед американским давлением и посулами? Устоял. Ведь он знает цену и угрозам, и обещаниям: его пытались физически устранить путём переворота в июле 2016-го, и без российской помощи, которая ему тогда была оказана, это бы удалось. Теперь наказание Турции за С-400 будет показательным.
Возможно, вскоре россиянам на греческих и турецких курортах придётся плавать между американскими крейсерами под чутким оком израильских дронов. Заявленный план Трампа превратить США в энергетическую сверхдержаву будет проводиться жёсткими военными средствами – в Восточном Средиземноморье, на Ближнем Востоке, далее – везде.