Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»
Несмотря на укоренившуюся в стране традицию низвергать исторических персонажей с воздвигнутых пьедесталов, в нашем воображении ещё с юношеской поры осталось множество образов Владимира Ленина – актёрских, художественных. Интересно, что важнейшие из них связаны с железными дорогами.
В эпоху качественного советского образования о нескольких поездках вождя мирового пролетариата на поезде можно было узнать из школьных учебников, а паровоз, мчащийся по осенней России («В коммуне остановка»), стал символом революции. Один из кинофильмов о Ленине (его снял знаменитый итальянский режиссёр Дамиано Дамиани по роману Майкла Пирсона «Запломбированный вагон») так и назывался: «Ленин. Поезд». По части фактов в этом фильме немало желтизны, но при этом у Дамиани получилось довольно объективное повествование, без недостойной карикатурности, которой не могут избежать, изображая недавнего кумира, некоторые наши современные кинематографисты.
Не забудем, что именно железнодорожникам принадлежит честь проведения первого субботника, который Ленин назвал великим почином. Кроме того, в историю вошёл траурный поезд января 1924 года. Потом он станет частью мемориала возле Павелецкого вокзала в Москве. Паровоз У-127, что доставил тело Ленина от платформы Герасимово в столицу, – первый в нашей стране мемориальный локомотив, единственный в мире сохранившийся паровоз такой системы. Он получил статус «Памятник науки и техники Российской Федерации». Между прочим, в мае 1923-го председателя Совнаркома «избрали» почётным машинистом этого паровоза. Возможно, почести такого рода Ильичу оказывали нередко на разных предприятиях, однако в исторической летописи остались именно железнодорожники.
21 января 1948 года рядом с Павелецким вокзалом открылся музей «Траурный поезд В.И. Ленина». Многим запомнилась надпись на портрете Ленина в музейном зале: «Смерть почётного машиниста не остановит поезда». На локомотиве – те самые ламповые фонари, которые работали в траурные дни 1924 года. Ежедневную заботу о музее взяли на себя московские железнодорожники. Сначала это был небольшой павильон, а в 1980 году по проекту архитектора Леонида Павлова его расширили и реконструировали. Туда часто водили столичных и подмосковных школьников. Для многих из них те экскурсии стали первым знакомством с железнодорожной стариной. А сейчас там размещается любимая москвичами экспозиционная площадка Музея Московской железной дороги. Кроме ленинского паровоза и багажного вагона в ней представлено немало экспонатов, рассказывающих о сегодняшнем дне МЖД. Перед нами вырисовывается история создания интермодальных линий, связавших московские вокзалы с аэропортами. Вроде бы они возникли сравнительно недавно, однако сегодня (как быстро мы привыкаем к комфорту!) без этих трасс уже невозможно представить транспортную систему Москвы.
Хранится в музее и знамя Государственного Комитета Обороны, вручённое коллективу станции Перово на вечное хранение. Это святыня времён Великой Отечественной напоминает нам о подвиге железнодорожников в дни битвы за Москву. Экраны, на которых транслируется архивная кинохроника, не просто создают атмосферу – кадры на них переносят нас и в 1941 год, и в недалёкое прошлое. По-прежнему музей помогает учителям: школьники на Павелецкой – главные гости.
Ленин и железная дорога в живописи – тема не менее обширная. На ум сразу приходит Алексей Петрович Фирсов – один из самых ярких ленинградских мастеров середины ХХ века. Прошёл фронт, на войне видел то, что десятилетиями согревало его картины. Быть может, это тайна жизни и смерти, умение вглядеться в каждого человека, в разные судьбы. Фирсов – художник с писательским взглядом. Каждый жест его героев психологически обоснован. Фирсов работал в Портретной мастерской Комбината живописно-оформительского искусства ленинградского отделения Художественного фонда СССР. Его интересовала вечная тема – личность в истории. Но не на пьедестале, не во главе войска, не на высокой трибуне, а в повседневной жизни. В 1970-е картины об основателе СССР появлялись часто – и на выставках, и в журналах. Примелькались и не вызывали острого интереса хрестоматийные сюжеты. На эту тему существовал государственный спрос, но далеко не каждому художнику удавалось пробиться к зрителю. Фирсову в богатой и ежегодно пополнявшейся советской лениниане удалось занять достойное место. Помогли мастерство и точный выбор сюжета, который долго рождался от эскиза к эскизу.
Художник создал несколько картин, посвящённых жизни вождя пролетарской революции. Наибольшую известность получило полотно «Ленин и машинисты».
Железная дорога. Состав, в котором ехал председатель Совнаркома, остановился. Ленин прогуливается возле вагонов. Фирсов перечитывал воспоминания машинистов, соотносил замыслы с документальной правдой. Он писал не иллюстрацию к биографии Ленина. Перед нами не парадная картина, а взгляд художника на неожиданное родство душ, которое обозначилось между её героями… Их фигуры и черты размыты. Необычный ракурс приглашает поразмышлять, додумать продолжение сюжета. Фирсов показал Ленина в гуще народной – и это, конечно, важный образ с идеологической нагрузкой. Вождь увлечённо беседует с машинистами. В выражении его лица нет тревоги, он как будто не отягощён государственными заботами. Эти штрихи работают на образ «самого человечного человека», по Маяковскому. Для Ильича важнее всего, важнее идей и власти – люди. Если завязался разговор, он отдаётся ему всей душой, ищет поддержки в диалоге с рабочими…
Произведение Фирсова не просто мифологическая картинка. Сохранилось немало воспоминаний железнодорожников (прежде всего машинистов и кочегаров) о беседах с Владимиром Ульяновым, который умел находить с ними общий язык. В этом общении не было игры на публику. Такова была человеческая суть политика, который запомнился строгим и даже высокомерным по отношению к коллегам, но легко открывал душу людям труда.
Есть в этой картине нечто притягательное. Незаметные ноты превратили простой сюжет в настоящее искусство. Существовало множество репродукций фирсовской ленинианы. Открытки, публикации в прессе. Вот-вот – и она попала бы в школьные учебники. Сейчас это полотно вспоминают нечасто, но среди ценителей оно по-прежнему известно. Это и железнодорожная зарисовка, и художественная летопись нашей страны.