Этот театр – один из старейших в России, ведущий своё начало с 1791 года, когда по инициативе губернатора князя С.М. Баратаева в Казани начались регулярные представления для горожан в специально арендованном для этой цели помещении на центральной улице города – Воскресенской. Но с первыми представлениями местные зрители познакомились ещё в начале XVIII века, когда в стенах духовной семинарии, открытой в 1723 году, согласно Духовному регламенту Петра I, проводились «повсегодные целебрования комедийных акций».
Великий Василий Качалов (1875–1948) сыграл в Казанском театре более 150 ролей, а в 1900 году получил приглашение В.И. Немировича-Данченко и К.С. Станиславского вступить в труппу Московского художественного театра. В 1948 году постановлением Совета Министров СССР Казанскому большому драматическому театру присвоено имя В.И. Качалова, а 18 октября 2005 года в фойе-атриуме открыт единственный на сегодня памятник В.И. Качалову (скульптор А. Миннуллина).
Последние 27 лет художественным руководителем Казанского академического русского большого драматического театра является народный артист России и Татарстана Александр Славутский. Во многом благодаря его выдающимся талантам, в первую очередь режиссёрскому, большинство спектаклей стали значительными художественными событиями. «Мы стараемся быть интересными современному зрителю, – говорит А. Славутский. – На пути из прошлого в будущее быть театром настоящего. В репертуаре – русская и мировая классика, лучшие образцы современной драматургии, потому что никакая зрелищная форма не компенсирует внутреннюю пустоту».
На спектаклях – аншлаги, а среди зрителей много молодёжи. И, конечно, высокое качество постановок и популярность театра не могли не привести к созданию на его базе театрального фестиваля. Так, в 2018 году появился Первый Качаловский фестиваль. А в октябре – ноябре 2021 года он прошёл второй раз с участием московских и петербургских коллективов: Мастерской Петра Фоменко, «Студии театрального искусства», «Балтийского дома». Но хочется рассказать именно о спектаклях качаловцев, потому что большинство из них – хоть поверьте, хоть проверьте – настоящие театральные явления. Это и «Дядюшкин сон» по Достоевскому, и «Женитьба» Гоголя, и «Бег» Булгакова, и «Вишнёвый сад» Чехова, и «Пиковая дама» по Пушкину, и, без преувеличения, превосходная «Васса» по Горькому, и другие.
В современном театре понятие «амплуа» стёрлось, все играют всё. Но не в Качаловском! Здесь амплуа артистов – во главе угла, и это один из трёх китов высокого художественного уровня постановок, потому что очень важно и для зрителей, и для артистов, когда они играют роли, соответствующие их дарованию и масштабу таланта. Второй «кит» – чрезвычайно одарённая труппа и наличие в ней народных артистов России Светланы Романовой и Геннадия Прыткова, заслуженного артиста России Михаила Галицкого. И третий «кит», конечно, режиссура. Если во многих театрах режиссёрские «изыски» стали притчей во языцех, то в Казани это повод для восхищения. Славутский потрясающе умеет находить нерв пьесы и держать его на пределе на протяжении всего спектакля. В его постановках нет ни малейших пустот – ни сценических, ни психологических, все спектакли идут в высоком темпе, но за счёт мастеровитой режиссуры, ярких актёрских индивидуальностей, великолепной дикции артистов, отлично подобранной музыки (здесь есть даже свой инструментальный ансамбль и настоящая оркестровая яма) и интересной хореографии (а танцуют в этой труппе все) они смотрятся на одном дыхании.
Премьера «Вассы» по пьесе М. Горького «Васса Железнова» – пронзительный, щемящий рассказ о жизни одной семьи, где никто никого не любит, где предпочитают «устроиться» за счёт ближнего, и для этого все средства хороши. Как говорит А. Славутский, «наш спектакль – это история о людях, неспособных услышать и понять друг друга, об одиночестве, о жажде счастья и невозможности обрести его, это искренний и беспощадный рассказ о человеке, горькая правда о нём. Об этом писал Горький, об этом думаем и мы сегодня». Заглавную роль играет С. Романова. Она в каждой своей роли ЖИВЁТ на сцене, поэтому её героини такие живые: не просто сыгранные, хотя так непросто это «просто», а живые! Столько интонаций, сколько у неё в голосе, невозможно себе представить. А сам голос! А глаза её! Взгляды такие разные и такие говорящие, что их можно коллекционировать на видео, чтобы потом учить будущих артистов и шпионов.
Но, конечно, и другие актёры очень сильны, не только народный Прытков (Железнов) и заслуженный Галицкий (Храпов), но и молодёжь: ярок в ролях второго плана Виктор Шестаков (Пятёркин), а уж в танцах равных ему мало найдётся. Трогательна Алёна Козлова (Людмила), и она тоже прекрасно танцует. Да кого ни возьми – все артисты на своём месте и все хороши. Сценография Александра Патракова и условна, и, когда это касается кабинета Вассы, конкретна – дорогая мебель, обстановка, панорамный вид на Волгу. Костюмы действующих лиц как нельзя лучше соответствуют их образам. А хореограф Сергей Сентябов, привнося в постановку танцы и делая их очень уместными, добавляет художественности и театральности в редкое по своему трагизму действие. «Когда человеку нечем внимание заслужить, он в совесть играет», – говорит Васса.
Качаловскому театру нет необходимости «играть в совесть». Он играет пьесы. И делает это прекрасно.