«Главное – понимать ребёнка, знать его возрастные особенности и насущные проблемы», – считает автор книг для детей, обладательница Гран-при премии «Человек слова» (в номинации «Волшебный мир детства»), эксперт в области дошкольного образования София Парипская. Беседуем с ней о главных задачах детской литературы и о её роли во времена стремительного развития цифровых технологий.
– У вас очень большой опыт работы с детьми. Скажите, у детей не ослабевает интерес к книгам, любят ли они читать или всё же гаджеты в приоритете?
– Дети любят всё! И от нас уже зависит, как им преподнести то или иное занятие. Наши современные дети – зуммеры1, и тормозить их развитие в сфере современных цифровых технологий недопустимо.
Дети прекрасно справляются с таким понятием, как многозадачность. Много информации и визуальных стимулов в единицу времени тренируют эту многозадачность. Но, увы, она приводит к клиповому мышлению, появляются проблемы с концентрацией внимания. Вот здесь на помощь должны приходить взрослые. Главное – цифровая дисциплина, которая воспитывается в семье. Для гаджетов выделяется определённое время. И этой дисциплине подчиняются все: и папа, и мама, и бабушки с дедушками. Процесс чтения тоже видоизменяется. У подростков появились аниме, манга, комиксы. Но если мы, взрослые, пока наши детки были маленькими, в семье привили им любовь к чтению, то эта любовь никуда не исчезнет. Всегда найдётся время и желание почитать книгу. Если ребёнок видит маму и папу с книгой в руках, он тоже с удовольствием будет читать, потому что он привык этому с раннего детства.
– В чём вы видите основную задачу детской литературы? Она должна в большей степени развлекать или воспитывать?
– Детская книга для ребёнка – это прежде всего друг. Через неё он познаёт мир, с помощью книги находит ответы на вопросы: «Кто я?», «Зачем я живу в этом мире?». Ответы на все важные детские вопросы должны быть поданы в увлекательной форме. Мы отказываемся от всякого морализаторства и находимся в постоянном диалоге с ребёнком. Главное, понимать его, знать возрастные особенности и насущные проблемы юного читателя.
– Ваши произведения, адресованные детям, не остались незамеченными. Вы стали обладательницей Гран-при премии «Человек слова» в номинации «Волшебный мир детства». Легко ли было получить столь высокую награду?
– Сочинительство – это труд. А писать для детей – ответственность. Когда отдаёшь свои произведения издателям и потом читателям, то ты ждёшь ответ на вопрос: «Получилось?»
Хорошие отзывы – разрешение трудиться дальше. А признание – это вдохновение!
– Как прививать детям любовь к книгам? Какой совет можете дать родителям?
– Если родителям удастся превратить процесс чтения в любимый, создавая атмосферу уютного, комфортного общения с книгой, общего проживания и переживания, то ребёнку непременно захочется возвращаться к чтению вновь и вновь. Показывая то или иное на собственном примере, мы ведём ребёнка к новым привычкам.
Как поэтически писал В. Набоков в «Защите Лужина»: «Через много лет, в неожиданный год просветления, он с обморочным восторгом вспомнил эти часы чтения на веранде, плывущей под шум сада».
– Какие современные детские писатели или книги, на ваш взгляд, делают значительный вклад в развитие детской литературы и формирование вкуса юных читателей?
– Я хочу здесь отметить работу Союза детских и юношеских писателей (СоюзДетЛит). Писатели, входящие в Союз, необыкновенно талантливы, они точно знают, какие произведения необходимы современным детям. Союз работает совместно с Институтом воспитания. Книгам, которые выходят из-под пера членов Союза, можно доверять на все сто процентов.
Беседу вёл Лионель Садорро
___________________
1 Одно из самых молодых поколений, у представителей которого с раннего возраста был доступ к интернету и цифровым технологиям.