Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 января 2024 г.
Литература Библиосфера

На стороне народа

25 января 2024

Павел Кренёв. Расшумелось Белое море: исторический роман. – М.: Проспект, 2024. – 432 с. – 2000 экз.

Новый роман Павла Кренёва посвящён малоисследованному эпизоду русской истории – иностранной военной интервенции 1918–1921 гг. на севере России. Глубоко погрузившись в тему, автор создал на самом деле два органично сочетающихся текста: непосредственно художественный, повествующий о судьбах нескольких жителей поморской деревни, и историко-публицистический, содержащий подробную информацию об этапах интервенции и задействованных в событиях исторических лицах, а также авторскую оценку этих событий. Соединение этих двух пластов – художественного и документального – даёт роману новое измерение: убедительная субъективность повествования подкрепляется объективными историческими фактами, создавая более объёмную картину. Интересно при этом, что Кренёв посвящает целые главы эпизодам, на первый взгляд никак не связанным с интервенцией в Архангельске – например, покушению Фанни Каплан на Владимира Ленина; но чем глубже погружаешься в текст, тем лучше понимаешь неочевидную поначалу взаимосвязь событий.

Одна из важных задач, которую, как мне видится, решает Павел Кренёв в своём романе, – развенчание мифа о том, что страны Антанты вероломно напали на молодую Республику Советов, которая оказывала им сопротивление: автор показывает, что войска бывших союзников пришли в Россию с прямого согласия властей, в первую очередь – Льва Троцкого. Как настоящий русский писатель, Кренёв «не примыкает» ни к белым, ни к красным: исследуя их противостояние, он занимает сторону русского народа. Автор считает, что интервенция, «как и многие другие напасти, также началась с не очень честного отношения к российскому народу со стороны как иностранных, так и российских государственных деятелей».

Страдания простых людей в этот тяжелейший для страны период Павел Кренёв показывает на примере своих героев – любящих друг друга деревенских парня и девушки, Артемия Парусникова и Аграфены Калининой. Потеря близких, попытка выжить в обнищавшем городе Архангельске, тяжёлый физический труд, насилие, публичный дом, подпольная террористическая деятельность, концлагерь, едва не состоявшаяся казнь – автор проводит молодых людей через все круги ада под названием «гражданская война». Описывает все эти ужасы Кренёв по-мужски сдержанно, не пытаясь намеренно спровоцировать читателя на эмоции. И это придаёт его словам вес и силу: «Над морем и над побережьем висел бледно-розовый воздух конца белой ночи, осенённой светлостью насквозь прозрачного неба. Посреди этой привычной для любого помора и всегда радостной картины шёл в свою деревеньку на тяжёлом карбасе, ворочая громоздкими вёслами, плачущий парнишка. И вёз домой мёртвого отца».

Со сцены жестокого, бессмысленного убийства англичанами старого рыбака Ксенофонта, отца Артемия Парусникова, начинается роман. Уже в этом эпизоде – очень, к слову, кинематографичном – автор показывает: не с добром пришли на Русский Север бывшие союзники… Однако автору удалось избежать соблазна демонизировать всех иностранцев поголовно: есть в романе и положительные образы, например английский офицер Эдвард Сансет, человек добрый, сострадательный, обладающий острым чувством справедливости. То же касается и людей, наделённых властью: Павел Кренёв старается оценивать их решения объективно и отдаёт должное их сильным сторонам.

Особая удача романа – образы поморов. Эти крепкие, жизнеспособные, цельные люди, наделённые добрым сердцем и чистой душой, с которой, кажется, само северное море смывает всё дурное, грязное, наносное, встают со страниц как живые. Помогают читательскому воображению и архивные фото на многочисленных вкладках: открытые лица, светлые глаза, статные фигуры… То, что в конечном итоге Артемию и Аграфене удаётся пережить всё случившееся с ними и выстроить своё прочное и простое счастье, не кажется искусственно созданным хеппи-эндом: взращённые суровой северной природой, укреплённые глубокой и искренней верой в Бога, эти люди действительно непобедимы.

И, конечно, нельзя не отметить язык романа – особенно художественных глав. Во-первых, то, как мастерски Павел Кренёв воспроизводит певучий поморский говор («Тамогде, в Архангельском-то городи силушки аглецкой, говорят, нагнано страхи Божия скока»), как показывает все оттенки народной речи – ласковой в разговоре с близкими людьми и Богом, грубой и меткой в выражениях, когда речь идёт о врагах. А во-вторых, поэтичные и глубокие описания природы, оттеняющие творимые людьми беззакония: «Артемий покинул деревню, когда матушка-осень полновластно вступила в свои права, когда выпали на дома и на море первые сыроватые, обильные снега, просквозили окрестности стылые шальные ветра-«полуночники».

Природа становится в романе одним из действующих лиц. Звуки, запахи и цвета эмоционально сливаются с чувствами героев. Отдельного внимания заслуживают описания моря. Повторяющейся сценой шторма автор эффектно закольцовывает повествование: расшумевшееся Белое море на первых страницах романа оплакивает гибель старого рыбака, а на последних – гонит из России интервентов: «Север прогонял оккупантов безжалостно и упрямо. «Убирайтесь прочь!» – кричали им вослед само Белое море, люди и вся природа. И они дрогнули».

А как тут было не дрогнуть? Против таких людей и самого Божьего мира, вставшего на их защиту, не попрёшь… О подлинном, глубинном патриотизме, выросшем из самой сердцевины нашего народа, – роман «Расшумелось Белое море».

Павел Кренёв, без всякого сомнения, один из самых ярких и талантливых современных русских писателей.

Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram

Анастасия Ермакова

Анастасия Геннадьевна Ермакова родилась в Москв... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Великие рифмы вечных смыслов

    30.05.2025
  • Ум и воля

    30.05.2025
  • ЛГ-рейтинг

    30.05.2025
  • Два в одном

    29.05.2025
  • «Все жили вровень, скромно так»

    29.05.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS