Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 31 мая 2023 г.
Литература Колумнисты

На золотой лестнице Ламарка

31 мая 2023

Знаете, это такое шестое чувство, для которого, если верить Гумилёву, ещё орган не вырос. Иногда это ложное воспоминание – может быть, сон, может, бред во время болезни – ну не мог же Лев Толстой помнить себя во младенчестве?

Его кто-то связал, он плотно спелёнат, он очень хочет вытянуть из этого мягкого гроба руки. Но он не может. Он кричит, надрывается в громком плаче. Ему самому противен его же собственный крик, но он не может остановиться.

Он смотрит из какого-то углубления наверх и видит людей, стоящих над ним, нагибающихся к нему. Этих людей двое.

Они очень встревожены, но они не развязывают его. И тогда он кричит ещё громче.

«...Я заливаюсь криком, противным для самого меня, но неудержимым. Я чувствую несправедливость и жестокость не людей, потому что они жалеют меня, но судьбы, и жалость над самим собою. Я не знаю и никогда не узнаю, что такое это было: пеленали ли меня, когда я был грудной, и я выдирал руки, или это пеленали меня, уже когда мне было больше года, чтобы я не расчёсывал лишаи; собрал ли я в одно это воспоминание, как то бывает во сне, много впечатлений, но верно то, что это было первое и самое сильное моё впечатление жизни. И памятны мне не крик мой, не страдания, но сложность, противуречивость впечатления. Мне хочется свободы, она никому не мешает, и меня мучают. Им меня жалко, и они завязывают меня. И я, кому всё нужно, я слаб, а они сильны».

У него слишком слабые ручки, чтоб он мог развязать себя сам.

Если вспомнить, как уходил перед смертью Толстой из Ясной Поляны, а его всё равно нагнали (болезнь, Астапово, толпы журналистов, Софья Андреевна заглядывает в окно), то поражаешься этой вдруг свернувшей со своего не отклоняющегося пути и завязавшейся в единый узел судьбы параллели.

Бедный ребёнок, который даже не может дать пока ничему в этом мире названия. Ни папы, ни мамы, одни лишь безымянные лица, руки. Одетые в жёсткие ткани большие тела. Один пахнет, наверное, табаком. Другая – чем-то нежным и молоком.

...Паутинка души. Я сейчас пишу стиховой цикл – там есть эти слова: «паутинка души», где-то в глубине лопастепёрой древней доисторической рыбы. У маленького ребёнка там, конечно, уже не паутинка, а целое облако, дыхание неба. Но запелёнатые руки маленького Льва Толстого всё равно не дают мне покоя.

Зачем тираннозавру Рексу нужны были анекдотично маленькие ручки? «Руки коротки».

Такое огромное, гигантское тело, такие чудовищные задние ноги, монструозные ляжки, мощный хвост, супермассивная голова. И такие маленькие передние лапки. Бесполезные для того, чтобы охотиться и убивать. Тогда зачем?

Чтоб с утра подняться с земли.

Он упирался ими в дёрн (написал «дёрн», но вдруг понял, что не уверен: была ли там уже трава, посмотрел – не было, значит, упирался ими в землю, покрытую павшей хвоей и погибшими папоротниками) и потом, видимо, с сильным рывком вставал.

У всех у нас всё что-то не то, всё не так. То слишком короткие лапы, то слишком длинные заплетающиеся ножки, то негромкий голосок. Льву Толстому не дают выпростать его детские ручки. У твари в хвощах уже есть зачаток крыльев на спине, но пока это смотрится как опухоль. А параллельные две прямые, противореча земному закону, вдруг сворачивают со своего пути и завязываются в узел.

Но для чего-то они нам нужны: эти заплетающиеся ножки, эти слишком короткие ручки, этот негромкий, но свой голосок. Я даже знаю зачем. (Сейчас будет пафос: древний писклявый пафос загнанного в эволюционную щель, до времени там притаившегося млекопитающего, мелкого грызуна бесконечно долгого мезозоя.)

Чтоб подняться с земли.


Обсудить в группе Telegram

Дмитрий Воденников

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Утнасун

    08.05.2025
  • Пара строк, записанных в блокнот

    08.05.2025
  • C зонтиком против урагана

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS