Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 28 октября 2015 г.
Литература Образование

Начнём с чтения

28 октября 2015

Споры о преподавании литературы в школе не утихают. Мы обратились к преподавателям-словесникам с просьбой высказать свои мысли о существующих практиках преподавания и о проблемах, возникающих в связи с этим.

Светлана ВОТИНЦЕВА, учитель русского языка и литературы высшей категории. Стаж работы 10 лет:

– Проблем море. Начну с русского. Заставляют печатать программы по ФГОСам, а они по 90 страниц. Зачем? Есть готовые, разработанные методистами, целые институты работают! Сведения из этих программ, сообщаемых ученикам, никак не помогают достичь основной цели преподавания русского языка – овладение навыками грамотной письменной речи. На страницах учебников очень часто встречаются абсолютно бессмысленные утверждения. Вообще вся проблема заключается в том, что даётся очень много ненужной информации. Теории много, а практики мало. Как устной, так и письменной. И из-за этого получается, что вроде ученик пятёрки получает, а знает-то очень мало. В школе «отлично», а в университет приходят – там двойки, двойки... Что же касается литературы, то мне кажется, что есть одна, но большая проблема. Дети, подростки не читают, потому что это не модно. А как можно адекватно преподавать предмет людям, которые не могут назвать и трёх произведений Гоголя?

Ксения ФИРСОВА, учитель русского языка и литературы. Стаж работы два года. Имеет диплом победителя в номинации «Педагогический поиск» районного конкурса «Учитель года – 2014»:

– Я считаю, что для преподавателя русского языка и литературы работа в школе содержит массу проблем. Первая и самая основная проблема – это то, о чём трубят все и каждый. Современные дети не читают. Бумажные книги и походы в библиотеку заменили разнообразные гаджеты. Отсюда скудность словарного запаса, речевые и орфографические ошибки. Дети не умеют рассуждать. Проблемы русского языка, на мой взгляд, только в безответственности самих учеников и их родителей. Дети не хотят учить правила, чтобы благополучно применять их потом на практике, а родители, в свою очередь, не ведут должным образом контроль, потому что цель современных родителей – зарабатывание денег. Им просто некогда. И, повторюсь, дети не умеют рассуждать, поэтому проблемы с написанием сочинений тоже колоссальные. Подводя итог, хотелось бы сказать, что, на мой взгляд, основная проблема современных детей – отсутствие родительского контроля и спад авторитета педагога, в чем виноваты, как я уже говорила, сначала родители, а только потом уже дети.

Юлия МИХАЛЁВА, учитель литературы. Стаж работы три года:

– Я из семьи потомственных учителей. Но хватило меня на работу «по специальности» всего на три года. И не потому, что школа была плохая или «дети сейчас стали невыносимые». Нет! «Затюкали» свои же. Руководитель методобъединения требовала полного соответствия программе по часам и открытых уроков «по всем правилам». Завуч тоже выговаривала за несовпадение моих тем с навязанной общероссийской программой. А директор вообще искренне удивлялась, зачем литературу преподавать в парке, у пруда и на сцене – сидите, мол, в классе и пишите! Но при всём при этом я видела, что интерес у деток к настоящему живому слову остаётся! Им интересна сама ЖИЗНЬ, а не застывший в прозе и стихах прошлый век. Для них классическое «Онегин, я люб­лю Татьяну!» – это как послание с другой планеты. Меняются времена – и мы тоже должны меняться. Ну а как выбрать время на эти перемены в учебную неделю, если больше половины твоего рабочего дня занимают отчётность, подсчёт процентов качества знаний и рисование графиков успеваемости? Если вместо живых дискуссий мы устраиваем усреднённый тест на знание сюжета. Если вместо того, чтобы дать старшекласснику возможность высказаться, мы запечатываем ему рот казённым «а надо придерживаться нашей точки зрения»! Мы сами затянули на шее живого русского слова огромную петлю. И сейчас уже поздно подставлять табуреточку или давать кислородную маску…

Наталья ВЛАДИМИРОВА, преподаватель русского языка и литературы. Учитель высшей категории. Стаж работы 20 лет:

– Основная проблема преподавания русского языка в школе, особенно в старших классах, – это очень малое количество часов. В 11-м классе на русский язык, на обязательный предмет ЕГЭ, уделяется всего час, тогда как на физкультуру, которую сдают единицы, отводится целых три часа. В 11-м классе ученики вступают в тот возраст, когда они могут в полной мере понять и оценить всю красоту русской речи, а мы лишаем их этой возможности. Что же касается преподавания в средней школе, то трудности связаны с нежеланием, а может, и не­умением детей воспринимать информацию. Здесь очень многое зависит от учителя. То же же самое касается и литературы. Мне кажется, что это связано с появлением гаджетов, планшетов, электронных книг и т.п. Ученики привыкли, что они всегда могут что-то подсмотреть, куда-то заглянуть. Информация считывается поверхностно и не усваивается. То же самое и с русским языком. Зачем учить какие-то правила, если можно готовые домашние задания поискать в интернете? Компьютер исправит все твои ошибки…

Ирина МЕЛЬНИКОВА, заместитель директора по научно-методической работе. Стаж работы 20 лет:

– Меня как учителя русского языка и литературы очень беспокоит тот факт, что из Федерального перечня учебников исключены хорошие, качественные, тщательно продуманные книги. Например, учебник русского языка для 10–11 классов под редакцией Р.Н. Бунеева, учебник по литературе для 10 классов под редакцией А.Н. Архангельского. Учителя вынуждены приспосабливаться к учебникам, включённым в перечень, а не все они соответствуют требованиям, предъявляемым к обязательному минимуму содержания образования.

Также меня тревожит вседозволенность по отношению к текстам, звучащим по телевидению и радио. Особенно это касается рекламных роликов. Множество ошибок! Люди не придают значения тому, как они говорят и пишут, не любят заглядывать в орфоэпические и орфографические словари. А ведь практически у каждого человека есть мобильный телефон, планшет с доступом в интернет, чтобы проверить, как пишется или произносится слово, необходимо буквально одна-две минуты. Каждый человек должен помнить о том, что под влиянием и его речи формируется постоянно меняющийся, «изменчивый, как сама жизнь», русский язык. Именно потому, что большинство людей по-разному произносят слово, употребляют ту или иную форму (возможно, нарушая нормы литературного языка), эта форма с течением времени закрепляется в словарях и становится нормой. Поэтому именно от нас зависит, каким будет наш родной язык в будущем. Третья проблема: исчезла традиция семейного чтения. Современные люди мало читают, не любят классическую литературу. Следствием этого является снижение уровня общей культуры россиян, размывание моральных устоев общества. Человек, воспитанный на классической литературе (особенно русской), никогда не будет оскорблять другого человека, не станет обижать беззащитного.

Марина ЛЕБЕДЕВА, учитель литературы высшей категории. Стаж работы 25 лет:

– На мой взгляд, основная и самая главная проблема преподавания литературы – это то, что мы сейчас имеем поколение абсолютно не читающих детей, или читающих, но чаще всего не понимающих даже десятой доли прочитанного. Они не понимают тексты, а родители в большинстве своём пропускают эту проблему. Информация снимается с поверхности, как в рекламе, а то, что требует усилий, раздражает и остаётся, так сказать, за кадром. Также изменилась скорость получения информации. Ученикам сложно запоминать тексты, учить наизусть. Большинство думает, что прочитать краткое содержание книги – этого достаточно. А ещё мне кажется, что очень многое зависит от учителя. Сейчас настоящих профессионалов, способных заинтересовать подростков, – единицы. В школе в основном учёба направлена на сдачу этого экзамена. И нездоровый интерес к этому ЕГЭ не ослабевает, а то, что дети слушают, но не слышат, никого не волнует. Вроде на уроках учат и мыслить, и говорить красиво, а в жизни часто ли мы встречаем действительно начитанных, красиво говорящих людей? То-то.

Подготовила Софья БОРИСОВА

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Мама, мы все тяжело больны девяностыми

    06.06.2025
  • В поездке

    06.06.2025
  • ЛГ-рейтинг

    06.06.2025
  • На дальней станции...

    05.06.2025
  • Дождь над городом – свинец

    05.06.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS