Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 02 октября 2024 г.
  4. № 39 (6953) (02.10.2024)
Телеведение Pro & Contra

Находки «Затерянных»

Просветы в мистическом триллере Романа Каримова

02 октября 2024
На первом плане – Никита Кологривый и Егор Корешков

Да, вроде всё, что написано про «Затерянных», правильно, да, это некое путешествие из нашего сегодня в другую реальность, фантазию, сон, какие бывают при выходе из наркоза после тяжёлой операции. Да, «Затерянные» похожи на многие фильмы с подобным переходом, но всё же, как мне показалось, есть в нём и что-то принципиально новое.

В шахназаровском «Городе Зеро» (1988), который, по признанию режиссёра Романа Каримова, вдохновил его на создание «Затерянных», герой Филатова (и вместе с ним зритель) находился в состоянии перманентного недоумения, изумления, перерастающего в помешательство, – впрочем, тогда вся страна наша была ввергнута в это состояние. Оно было основано на вдруг открывшейся «страшной правде» и в связи с этим горьком разочаровании в собственной стране, её прошлом и абсолютном непонимании настоящего. Морок, оторопь, полная дезориентация.

В «Затерянных» же из туманного морока вырисовывается вполне конкретная мораль. И виноватой оказывается вовсе не страна, хотя то, как устроено современное капиталистическое предприятие, авторам явно не нравится. По сюжету начальник в некой компании, крайне неприятный субъект (Евгений Харитонов очень убедителен в роли самодура, получающего удовольствие от возможности манипулировать людьми), стравливает подчинённых, вынуждает их подличать и т.д., и однажды этот манипулятор посылает четырёх конкурирующих между собой сотрудников заключать очень важный договор с китайскими партнёрами. После завершения сделки, сильно отпраздновав успех предприятия, они выезжают на машине одного из сотрудников (Егор Корешков) в Москву и… попадают в странный провинциальный городок.

Встречаются со странными людьми, ведут с ними странные разговоры по душам, открывают в себе новые стороны, влюбляются... И становится понятно, что никому из них та работа, которой они занимаются, и жизнь, которую они ведут, не интересны (интересны были только деньги и власть, приходящая вместе с деньгами) и даже отвратительны. Не только из-за мерзкого интригана-начальника, от которого они зависят, но и из-за них самих. И все, даже присланный к ним «на усиление» бездушный карьерист (точная работа Никиты Кологривого), вдруг задумываются: а правильно ли они живут?

И мужик (Дмитрий Быковский-Ромашов), у которого они остановились, оказывается похожим на архангела Михаила, стоящего у врат рая, и действие постепенно перетекает в другую плоскость – в разговор о «самом главном», о смысле жизни. И это первый фильм о работниках офиса, которые заглядывают внутрь себя и задумываются о том, зачем они живут.

В канун выхода на перестроечные экраны «Города Зеро» наступило массовое якобы прозрение, а на самом деле умопомрачение, окончившееся развалом страны, а в «Затерянных» в конце фильма – крайне редкое для нашего кинематографа просветление. К чему бы это? Посмотрим.

Противоположное мнение в статье - Новостройка в «Городе Зеро» 

Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Классика жанра

    09.05.2025
  • Боевые эксперты

    08.05.2025
  • Железные люди

    07.05.2025
  • Победы и поражения

    01.05.2025
  • Всё позволено?

    30.04.2025
  • В нужное время в нужном месте

    1227 голосов
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Голос Губенко

    225 голосов
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS