Да, вроде всё, что написано про «Затерянных», правильно, да, это некое путешествие из нашего сегодня в другую реальность, фантазию, сон, какие бывают при выходе из наркоза после тяжёлой операции. Да, «Затерянные» похожи на многие фильмы с подобным переходом, но всё же, как мне показалось, есть в нём и что-то принципиально новое.
В шахназаровском «Городе Зеро» (1988), который, по признанию режиссёра Романа Каримова, вдохновил его на создание «Затерянных», герой Филатова (и вместе с ним зритель) находился в состоянии перманентного недоумения, изумления, перерастающего в помешательство, – впрочем, тогда вся страна наша была ввергнута в это состояние. Оно было основано на вдруг открывшейся «страшной правде» и в связи с этим горьком разочаровании в собственной стране, её прошлом и абсолютном непонимании настоящего. Морок, оторопь, полная дезориентация.
В «Затерянных» же из туманного морока вырисовывается вполне конкретная мораль. И виноватой оказывается вовсе не страна, хотя то, как устроено современное капиталистическое предприятие, авторам явно не нравится. По сюжету начальник в некой компании, крайне неприятный субъект (Евгений Харитонов очень убедителен в роли самодура, получающего удовольствие от возможности манипулировать людьми), стравливает подчинённых, вынуждает их подличать и т.д., и однажды этот манипулятор посылает четырёх конкурирующих между собой сотрудников заключать очень важный договор с китайскими партнёрами. После завершения сделки, сильно отпраздновав успех предприятия, они выезжают на машине одного из сотрудников (Егор Корешков) в Москву и… попадают в странный провинциальный городок.
Встречаются со странными людьми, ведут с ними странные разговоры по душам, открывают в себе новые стороны, влюбляются... И становится понятно, что никому из них та работа, которой они занимаются, и жизнь, которую они ведут, не интересны (интересны были только деньги и власть, приходящая вместе с деньгами) и даже отвратительны. Не только из-за мерзкого интригана-начальника, от которого они зависят, но и из-за них самих. И все, даже присланный к ним «на усиление» бездушный карьерист (точная работа Никиты Кологривого), вдруг задумываются: а правильно ли они живут?
И мужик (Дмитрий Быковский-Ромашов), у которого они остановились, оказывается похожим на архангела Михаила, стоящего у врат рая, и действие постепенно перетекает в другую плоскость – в разговор о «самом главном», о смысле жизни. И это первый фильм о работниках офиса, которые заглядывают внутрь себя и задумываются о том, зачем они живут.
В канун выхода на перестроечные экраны «Города Зеро» наступило массовое якобы прозрение, а на самом деле умопомрачение, окончившееся развалом страны, а в «Затерянных» в конце фильма – крайне редкое для нашего кинематографа просветление. К чему бы это? Посмотрим.
Противоположное мнение в статье - Новостройка в «Городе Зеро»