televed@mail.ru
Программа «Максимум» взялась за тему «беспредела вертухаев». И это неудивительно. НТВ эксплуатирует тюремную субкультуру в рамках концепции канала, который уже давно стал пропагандистом блатной эстетики, рупором криминального сообщества. Тема последнего выпуска – бунт заключённых в Копейске. В студию приглашены эксперты (принцип подбора заимствован у Андрея Малахова) – пара депутатов, пара актрис, пара правозащитников, пара жертв «беспредела» и… Марк Рудинштейн, «которого угораздило посидеть при советской власти» (именно так представил гостя ведущий). Удивляться тут нечему, зрителя уже давно приучили, что в СССР сидели исключительно политические, «талантливые предприниматели» и те, кто мимо проходил, которых угораздило.
Судя по последнему выпуску программы «Максимум», её создатели взялись убедить, что и в нынешней России в тюрьмах сидят лишь невинные жертвы беззакония. С обличительными речами выступал некий господин из организации с актуальным названием «Гулагунет», с некоторой ленцой эмоционировали артистки, бушевали жертвы «беспредела». От властей требовали прекратить унижение человеческого достоинства осуждённых, сотрудников ФСИН представляли карикатурными идиотами, государственных служащих называли «тюремщиками».
Да, в российских тюрьмах множество проблем, но проблемы эти по-настоящему сложные, о них нельзя говорить в таком тоне, с традиционным энтэвэшным псевдонапором – суетливо и вульгарно.
Проблема криминализации всей нашей жизни напрямую связана с природой современного телевидения в том числе. Ведь тюремный жаргон, тюремный фольклор, тюремный кодекс поведения, тюремная система ценностей – всё это стало предметом умилённого изучения и распространения в кино, книгах, на ТВ. Литераторы, барды и поэты смакуют тюремные словечки, высоколобые режиссёры показывают «правду жизни», погружаясь в атмосферу криминального дна, творческая интеллигенция с энтузиазмом эстетизирует блатняк. Что уж говорить о лёгких жанрах, даже на концертах к Дню милиции с успехом выступает Розенбаум, завоевавший авторитет в подворотнях 80-х своими стилизованными музыкальными «гоп-стопами». В Кремлёвском дворце блистают звёзды так называемого шансона, кабацкие певички и певцы, а в залах сидят, умиляясь, генералы и офицеры МВД. Смотришь на этих улыбающихся мужиков при погонах и вспоминаешь идеалы советской милиции. А мог бы присутствовать на таком концерте, слушать эту пошлость герой Жарикова из «Рождённой революцией», Конкина из «Места встречи», Мягкова из «Гонок по вертикали», Киндинова из «Золотой мины», Юматова и Ланового из «Петровки, 38»?.. Нет, не могли, и не только киношные персонажи, но и настоящие советские милиционеры, которые относились к этой блатной породе с брезгливостью и презрением…
Может быть, с помощью программы «Максимум» будет восстановлена справедливость, журналисты укажут на болевые точки, эксперты системно проанализируют ситуацию и дадут верные рецепты? Конечно, нет, никакого толку от этих мелко нарезанных ужасов, снятых на телефон и показанных в эфире федерального газпромовского канала, не будет. Как не будет толку от фальшивого тона борца за справедливость, который выжимает из себя Глеб Пьяных. Как не будет толку от этой энтэвэшной «журналистики», которая начинается с бунта в колонии, а заканчивается нелепым и неуместным сюжетом о Чебурашке и авторских правах Эдуарда Успенского.
Позже, правда, после Чебурашки, в следующей программе главная тема вернётся. Далее по сетке «Русские сенсации» – «исповедь знаменитого вора в законе Саши Севера».