Александр Савин, СultVitamin, Новосибирск
Двадцать третьего мая на Исторической сцене Большого театра прошло прощание с народным артистом СССР, великим балетмейстером Юрием Николаевичем Григоровичем. Его вклад в развитие классического балета и отечественной культуры в целом до конца еще не оценен. Такие творцы, как Юрий Григорович, рождаются раз в сто лет. Поцелованные богом, они возводят в ранг великого всё, что делают. Так и Григорович вывел русский балет из янтарного века в век золотой, поднял язык классического танца до уровня восприятия современного зрителя. При этом мы можем констатировать, что в течение последних десятилетий появлялось множество интересных балетмейстеров, привлекающих ажиотажное внимание любителей балета, но каждый раз, когда звезда очередного гения сгорала, недолго освещая балетную сцену, на передний план опять выходили и выходят постановки Юрия Николаевича, открывая зрителю в себе что-то новое и расставляя все по своим местам.
Вспомним его постановки: «Каменный цветок», 68 лет укрощающий репертуар ведущих балетных трупп; 64 года в репертуаре театров его «Легенда о любви», без малого полвека только на сцене Новосибирского театра оперы и балета живет и не стареет, вызывая каждый раз восторженный прием зрителей, его «Спартак». Его «Щелкунчик» считается эталонным сценическим воплощением балета Петра Ильича Чайковского и является причиной предновогоднего ажиотажа у касс Большого уже 60 лет. Не меньший ажиотаж вызвала его постановка и в Новосибирске, где спектакль появился в 2023 году.

Юрий Николаевич оказал большое влияние на развитие балета в Новосибирске. В 1959 году вместе с соавтором Симоном Вирсаладзе Григорович поставил на нашей сцене «Каменный цветок». В 1961 году (параллельно с Кировским театром) он создавал здесь «Легенду о любви», в 1972 году представил здесь свою редакцию балета «Лебединое озеро», а в 1977 году Григорович лично перенес на нашу сцену, пожалуй, один из самых своих масштабных и популярных балетов – «Спартак». А уже в 23-м году нынешнего века он разрешил постановку своего легендарного «Щелкунчика», который сейчас украшает афишу нашего театра.
Григорович создал восемь авторских балетов. Ждут возвращения на театральную сцену «Ангара» Андрея Эшпая, «Золотой век» Дмитрия Шостаковича. Манят «Иван Грозный», «Ромео и Джульетта» на музыку Сергея Прокофьева. Он сделал редакции абсолютного большинства наиболее популярных и наиболее известных балетов других авторов. И эти редакции – практически полноценные его постановки. От «Раймонды» до «Жизели».
Наличие в репертуаре театра балетов Григоровича задает очень высокую планку качества для любой балетной труппы, если она исполняет его постановки так, как должно быть. А иначе Юрий Николаевич никогда не позволял делать.
Юрий Николаевич до последних дней сохранил острый ум и интерес к жизни. Нам посчастливилось готовить с ним интервью по поводу готовящейся премьеры балета «Щелкунчик» в 2023 году: мы были удивлены яркостью ответов хореографа на вопросы о его работе в Новосибирске в 1959 году. Особенно приятны были его добрые пожелания труппе дня сегодняшнего.
На прощании с мастером присутствовали практически все известные артисты балета и деятели искусства, министр культуры Ольга Любимова, директор Большого театра Валерий Абисалович Гергиев и его предшественники.
В прощальной речи маэстро Гергиев сказал: «Любые слова излишни. Юрий Николаевич Григорович взял историческую высоту в сотрудничестве, прежде всего, с Большим театром, но также с Мариинским театром. И Юрию Николаевичу Григоровичу удалось стать соавтором невероятных творцов. Его блестящая эра в стенах Большого театра продолжилась после его ухода из Большого театра. Это невероятная история, которую еще всем нам предстоит оценить. Самое главное – его спектакли не ушли из Большого театра, не ушли с главной российской сцены, главной мировой сцены, если говорить о русском балете. И его спектакли, созданные в Ленинграде тогда, в Санкт-Петербурге, тоже живут. Мне кажется, что сегодня чрезвычайно важно, чтобы благодаря нашим общим усилиям эти спектакли стали достоянием сотен миллионов людей. Этим, я думаю, мы и будем заниматься. Огромные слова благодарности Юрию Николаевичу я хочу также соединить со словами надежды на то, что появятся наследники славы Григоровича. Верю в то, что ближайшие десятилетия принесут еще больше славы русскому балету, балету Большого театра, в целом мировому балету. С этими словами надежды я хочу пожелать Юрию Николаевичу покоиться с миром».

В адрес панихиды пришли телеграммы:
Телеграмма Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина: «Соболезнования, слова поддержки и участия в связи с кончиной Юрия Николаевича Григоровича. Ушел из жизни выдающийся хореограф, великий подвижник и созидатель, олицетворявший целую эпоху в истории русского и мирового балета. Знаменитые спектакли, поставленные Юрием Григоровичем в Большом театре, на других прославленных сценических площадках планеты, покоряют зрителей смелостью творческих идей и замыслов и по праву считаются эталоном высочайшего мастерства и безукоризненного художественного вкуса. Светлая память о Юрии Николаевиче Григоровиче навсегда сохранится в сердцах близких и друзей, благодарных учеников, всех почитателей его щедрого и уникального дарования».
Телеграмма председателя правительства Российской Федерации Михаила Мишустина: «Отечественная и мировая культура понесла огромную, невосполнимую потерю. Ушел из жизни Юрий Николаевич Григорович, великий балетмейстер и хореограф, легенда знаменитого Большого театра. Юрий Григорович создал новую хореографическую эстетику, поставил множество уникальных спектаклей. Каждая постановка отличалась органичным соединением музыки и танца, изысканной пластикой, передавала эмоции и переживания. Каждая стала шедевром балетного искусства. Юрий Николаевич был человеком необыкновенного обаяния, творческой энергии, открытого сердца, примером беззаветной преданности своему делу, эталоном вкуса и мастерства. Юрия Николаевича Григоровича больше нет с нами, но осталось его творчество, его спектакли, добрая память о нем. Прошу передать мои искренние соболезнования и слова поддержки коллегам, родным и близким».
Телеграмма председателя Федерального собрания РФ Валентины Матвиенко: «Глубоко печальное известие о кончине народного артиста СССР, героя Социалистического Труда Юрия Николаевича Григоровича. Ушел из жизни выдающийся хореограф современности, человек-эпоха, легенда отечественной балетной школы. И это огромная утрата для российской культуры. Судьба подарила Юрию Николаевичу яркий талант, сильный характер и сердце, способное видеть и создавать красоту. Его профессиональная деятельность отмечена многочисленными высокими наградами и званиями. Уникальные по своей эстетике постановки Юрия Николаевича отличались смелым сочетанием классического русского балета с новаторскими достижениями. Они стали не только значимой частью богатой истории Государственного академического Большого театра России, но и мирового сценического искусства. Юрия Николаевича ценили за безграничную преданность избранному делу, интеллигентность и необыкновенное трудолюбие. Светлая и добрая память Юрию Николаевичу».

Церемония началась в десять часов и продлилась до часа дня. С одиннадцати часов в зал пускали всех желающих попрощаться. Среди них было очень много известных и знакомых лиц. Надо сказать, что даже трех часов не хватило для того, чтобы каждый, кто хотел, мог попрощаться с легендарным балетмейстером, проводив его последний путь.
С прощальным словом к Григоровичу и собравшимся обратились: академик Российской академии художеств, искусствовед и музыкальный критик заслуженный деятель искусств России Андрей Золотов; народная артистка СССР Маргарита Дроздова, генеральный директор Международной Федерации балетных конкурсов Сергей Усанов, заслуженный артист России Юрий Ветров; народный артист СССР Борис Акимов, заслуженная артистка России Нина Капцова; ректор Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, народный артист России Николай Цискаридзе; ректор Московской государственной академии хореографии, народная артистка России Светлана Захарова и многие другие.
По существующей традиции собравшиеся у колонн театра и все пришедшие на Театральную площадь Большого провожали выдающегося мастера аплодисментами и криками «Браво!».
Мы гордимся тем, что Юрий Николаевич Григорович работал с нашим театром. Мы уверены, что он никуда не ушел. Ушло лишь его физическое тело, а его постановки, его дух, вся та аура, которую он щедро разливал вокруг себя и в своих постановках, остаются с нами. И со временем мы будем лишь больше их чувствовать.
Думаю, мы пока даже не до конца понимаем, какую личность мы потеряли, и дай нам Бог с физическим уходом мастера не растерять его наследия, все уберечь и преумножить. Кажется, для этого все есть!
Прах Юрия Николаевича Григоровича будет захоронен на Новодевичьем кладбище, рядом с могилой его жены, народной артистки СССР, балерины Натальи Бессмертновой.

Юрий Николаевич Григорович – советский и российский хореограф, балетмейстер, артист балета, педагог, публицист. В 1947–1957 годах – солист Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова, в 1961–1964 годах – балетмейстер этого театра. Главный балетмейстер Большого театра в 1964–1995 годах, с 2008 года – его штатный хореограф. Герой Социалистического Труда (1986), народный артист СССР (1973), лауреат Ленинской премии (1970), двух государственных премий СССР (1977, 1985), Государственной премии РФ (2017) и двух премий Правительства РФ (2002, 2011). Кавалер ордена Святого апостола Андрея Первозванного (2017), орденов «За заслуги перед Отечеством» I, II, III степеней и двух орденов Ленина (1976, 1986).