Говорить без скидки на чувства «управляемых» – истинная смелость. Жить под руководством собственных желаний – не эгоизм, но сила. Член правления Гильдии киноведов и кинокритиков России, телерадиоведущий и журналист Давид Шнейдеров – защитник недооценённого кино, он всегда поразительно кратко и очень сочно комментирует новости из мира «Синема», например, на своей странице в Facebook. Не стала в этом смысле исключением и наша беседа для «ЛГ».
«Настоящего американского кино мы не видели»
– В прокате провалился «Союз спасения». Бюджет картины почти миллиард рублей. Сборы же – в полтора раза меньше. Что вы думаете о фильме и окупится ли он?
– Нет, конечно, не окупится. Половина вырученных денег уходит в кинотеатры, 15–20% – дистрибьюторам. При миллиардном бюджете лента должна собрать 2,5 млрд, чтобы выйти в ноль. Иначе в кинопрокате фильм не окупится. С помощью интернет-платформ, продаж на телевидении – может быть, но это долгая и сложная история. В прокате окупился «Холоп». Он собрал уже 3 млрд при бюджете 160 млн. А «Союз спасения» – серьёзное кино. Фильм вышел накануне Нового года. Крайне неудачное для него время. Нужно было выпускать в начале декабря или в студенческие каникулы. В праздники людям хочется чего-то лёгкого. Весёлого отдыха, а не размышлений.
– «Холоп» окупился только из-за удачного времени для выхода?
– Из-за этого тоже. «Холоп» – это фильм, который не мешает пить колу и есть попкорн. Можно выйти из зала, вернуться и ничего не потерять.
– Почему нам не нужна история?
– Потому что жизнь сейчас тяжёлая. У людей другие проблемы. Они больше заботятся о выживании, нежели о философии. Поэтому «Союз спасения» был изначально обречён. Аудитория кинотеатров сейчас – это молодёжь от 15 до 25 лет. Из неё в школе выбили весь интерес к истории, Отечеству. Им это не нужно.
– «Союз спасения» вспомнят через 50 лет?
– Нет. Его через год благополучно забудут. Это проходное кино.
– Зачем его снимали? Выход фильма связан с политической обстановкой в мире?
– Эти вопросы лучше задать г-ну Эрнсту и г-ну Максимову, продюсерам фильма. Даже не режиссёру Кравчуку. Он снимает такое кино, за которое дают деньги и которое хоть немного ему интересно. Тема декабристов интересна, безусловно. Поэтому ситуация с Кравчуком понятна. Был ли это некий социальный заказ либо сейчас решили объяснить людям, что нельзя бунтовать, протестовать, что всякая власть в России от Бога, что она не должна быть выборной, а должна передаваться от правителя к правителю? Это вопросы к ним.
– С чем связаны мощная поддержка церкви государством и ужесточение законов об оскорблении чувств верующих?
– Это началось ещё с протестов Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Потому что забывается одна простая вещь, которая прописана в конституции, – церковь отделена от государства. И церковь сейчас активно вмешивается в дела государства, а власти видят в церкви опору, потому что опираться не на что. Это, как они выражаются, духовные скрепы. Одна из них – православие. И сейчас эту скрепу культивируют.
– Почему из Штатов до нашего зрителя чаще доходят экранизации комиксов?
– Деньги. Кинотеатры закупают то, что не провалится в прокате. В Америке ежегодно выходит около 1000 фильмов. Это примерно три картины каждый день. Из этой тысячи мы видим едва ли одну десятую – только самые кассовые ленты. Настоящего американского кино мы практически не видим. Почти незамеченными прошли «Капитан Фантастик», «Человек – швейцарский нож». Даже шедевр «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» прошёл в прокате, мягко говоря, посредственно.
– Нашей аудитории не нужно настоящее качественное кино?
– Массовой аудитории – нет. Вы видели когда-нибудь полные залы на «Дождливом дне в Нью-Йорке» Вуди Аллена? На фильме «Боль и слава» Педро Альмодовара, одного из главных претендентов на «Оскар»? На фильме «Паразиты», который наверняка «Оскар» получит? Нет. Они прошли вторым планом.
– Какая разница между нашей массовой аудиторией и американской?
– Практически никакой. Потому что основа американской аудитории – это фермеры из Оклахомы. Продвинутая часть общества смотрит интернет-платформы. Ведь не зря Мартин Скорсезе выпустил «Ирландца» на Netflix; лента не была в широком прокате в Штатах.
– По каким причинам фильм не допускают к прокату в кинотеатрах?
– Прокатные удостоверения фильмы не получают по некоторым внутренним соображениям Министерства культуры. Не получили удостоверение 4 из 10 фильмов Ильи Хржановского «Дау» – совершенно уникального проекта, равных которому не было за всю историю отечественного кино. Не вышли в прокат также фильмы об уничтожении чеченской деревни в годы Великой Отечественной войны «Приказано забыть» Хусейна Эркенова. Мы не увидели на большом экране «Кролика Джоджо», номинанта «Оскара», потому что там есть некий отличающийся (от видения Минкульта) образ Гитлера. Не увидим «Похороны Сталина». Они сочли, что смех над ушедшим тираном и кровавым убийцей недопустим в нашей стране. При г-не Авдееве выдача прокатных удостоверений была процедурой технической. Нужно было сдать копию в Госфильмофонд, заполнить определённое количество бумаг, а дальше договариваться с кинотеатрами самому, как хочешь. При г-не Мединском выдача удостоверений превратилась в инструмент цензуры.
«Россия – великая страна»
– В Британии состоялся Megxit. Так, на манер Brexit, англичане назвали выход из королевской семьи принца Гарри и Меган Маркл. Высоки ли шансы на экранизацию этой истории?
– Конечно, безусловно. История Гарри и Меган точно будет экранизирована. Но позже. Уже есть фильмы о принцессе Диане и Грейс Келли. Это замечательный материал для кинематографистов: безумно красивый, с фантастической любовной историей. Ещё нужно помнить, что Гарри – сын принцессы Дианы. Я был в Лондоне в магазине, который принадлежит отцу Доди Аль-Файеда (возлюбленный Дианы. Они погибли вместе). Там мемориал, памятники Диане и Доди. Отец трепетно чтит их память.
– Кто из ныне живущих может совершить революцию?
– Нам не нужна революция. Нам нужна эволюция. Знаете, вот этот вопрос «Кто, если не Путин?» настолько убогий. Это чудовищный вопрос. Я на него отвечаю так: «Ребята, а кто знал сенатора захолустного штата Иллинойс Барака Обаму? Или конгрессмена из американской деревни штата Арканзас Билла Клинтона?» Никто не знал. Просто нужно дать людям равные возможности. Я верю в то, что Россия – великая страна. Ве-ли-ка-я! А в великой стране всегда есть умы – честные, порядочные и талантливые люди. Если дать людям равный доступ к средствам массовой информации, обеспечить независимые суды, избирательные комиссии – да, конечно, придут те, кто сможет это сделать. Мы их имена сейчас, возможно, не знаем.
«Я провёл трое суток в бреду»
– Назовите ваш топ фильмов.
– В своё время телекомпания «ОТР» решила снять про меня большую телепрограмму. Они попросили меня назвать 10 любимых фильмов, чтобы показать фрагменты. Я провёл трое суток в бреду. Я записывал, вычёркивал, писал другие. Спустя трое суток этого сумасшествия я написал 10 фильмов, отправил. На следующий день отправил ещё. А когда прислал очередную «десятку», меня неделикатно послали: «Мы уже видео подбираем, отстань…»
Я смотрю все фильмы Квентина Тарантино, вне зависимости от симпатий. Считаю «Криминальное чтиво» и «Однажды в Голливуде» шедеврами, «Омерзительную восьмёрку» – слабее, а «Джекки Браун» – абсолютной неудачей Тарантино. Я стараюсь смотреть всё, что снимает Никита Сергеевич Михалков. «Неоконченная пьеса для механического пианино» – абсолютный шедевр. «Свой среди чужих…» и «Раба любви» – это блистательное кино. «Утомлённые солнцем-2» – великий провал великого режиссёра. А «Солнечный удар» – вообще какое-то недоразумение.
Есть фильмы, которые я всегда досматриваю, на каком бы моменте ни остановился. Это как раз таки «Неоконченная пьеса…», гениальная картина «За облаками», последняя работа Микеланджело Антониони, я знаю его наизусть, но всегда смотрю до конца. Выбор любимых фильма, книги, музыки зависит от времени суток, настроения, компании.
Как сказал классик, хороши все жанры, кроме скучного.
Беседу вела
Виктория Милославская