Специальная военная операция, проводимая Россией, коренным образом изменила существовавший до недавнего времени миропорядок. Стало понятно, что жить, как раньше, равняясь на «цивилизованный и просвещённый» Запад и подражая ему, уже не получится. Пора идти своей дорогой… То есть всерьёз заняться собственной страной, её экономическим и социальным развитием.
И правительство в спешном порядке принимает меры по поддержке экономики и промышленности страны, стараясь минимизировать наносимый западными санкциями ущерб. Отечественный бизнес освобождается от внеплановых проверок и получает всевозможные преференции, а у строительной отрасли теперь вообще «карт-бланш» при прохождении экспертизы проектов и вводе объектов в эксплуатацию. Но если с первым всё понятно и объяснимо, то второе вызывает недоумение и массу вопросов.
С одной стороны, мы говорим о необходимости сохранения природы и памятников истории и культуры, а с другой (в угоду девелоперам и строителям) – отменяем историко-культурную и природоохранную экспертизы и переносим их на этап ввода объекта в эксплуатацию. И как вы это себе представляете? Вы построили объект в охранной зоне памятника архитектуры или на территории природного комплекса и после этого пошли в соответствующие органы за согласованием? Вам не смешно?
Если мы всерьёз намерены заняться собственной страной, о чём нам регулярно вещают с высоких трибун, то мы просто обязаны разработать самодостаточную стратегию развития, и она должна носить всеобъемлющий комплексный характер. Уже понятно, что национальные проекты и программы в связи с оказываемым на Россию санкционным давлением потребуют серьёзных корректировок. А учитывая тот факт, что программы эти носили в большей степени отраслевой характер, появилась счастливая возможность (не было бы счастья, да несчастье помогло) структурно связать их между собой и привязать к конкретным местам проживания россиян. И если дорога на Запад временно перекрыта, то надо воспользоваться дорогой на Восток…
А это БАМ и Транссиб, которые в ближайшем будущем будут задействованы на полную мощь как транспортно-коммуникационные артерии для доставки природных ресурсов и потребительских товаров в обоих направлениях. Значит, их надо обустраивать, реконструировать и строить здесь новые города и поселения (о чём не так давно говорил министр обороны С.К. Шойгу) и создавать вдоль этих магистралей новый экономический пояс России. Благо для этого всё имеется: благоприятные климатические условия, богатейшие залежи полезных ископаемых и относительно развитая инфраструктура. И подойти к решению этой проблемы надо очень серьёзно и профессионально. Ведь перед нами стоят непростые задачи: обустройство транспортно-коммуникационного коридора из европейской части России на Дальний Восток (о Европе на время забудем); освоение Восточной Сибири и тихоокеанского побережья; перераспределение людских и производственных ресурсов из европейской части в азиатскую зону. А для этого необходимо разработать «Генеральную схему развития и обустройства Транссибирской магистрали» с выявлением и развитием жилых и производственных территорий, мест добычи и переработки полезных ископаемых, грузовых дворов и рекреационных пространств.
Работа эта должна выполняться профессиональными экономистами, географами и архитекторами-градостроителями, а не менеджерами и управленцами министерств и ведомств. Управленцы способны относительно неплохо управлять активами, но, чтобы наработать эти активы, нужны по-прежнему профессионалы. И поэтому надо снова готовить и воспитывать профессионалов во всех областях, дабы решить сложнейшую задачу развития и обустройства страны собственными силами. И эти подготовленные профессиональные кадры помогут в дальнейшем освоении России, её восточных территорий.
Обустройство Транссибирской магистрали – главной артерии страны – лишь первый этап новой экономической и социальной политики России. Выражаясь медицинским языком, от главной артерии страны обязательно потянутся «венозные» ответвления в виде «русел расселения» по долинам сибирских рек и тихоокеанскому побережью. Тем самым образуя и завершая структурный каркас России как систему расселения и освоения всей территории страны. А это значит, что её восточная (азиатская) часть становится столь же привлекательной для проживания, как и западная (европейская).
Главное – целенаправленно и профессионально двигаться вперёд к намеченной цели. И постараться не «наломать дров» на начальном этапе, как в случае со строительным комплексом. И тогда, как говорят наши военные и вторит им вся страна: «Победа будет за нами!»
Алексей Куренной,
заслуженный архитектор России