В конце прошлого года в рамках дискуссии о сложных отношениях кинематографистов с продюсерами и государством мы опубликовали письмо сценаристки Наргиз Нуреевой. Она рассказала о своей трагической судьбе, трудностях, которые ей, страдающей ДЦП, пришлось преодолевать, жизненных перипетиях, послуживших основой глубоко личного киносценария. А ещё автор письма поведала, как цинично обманули её продюсеры. «Кинокомпания Вега» получила деньги на фильм от Министерства культуры, сняла картину и даже не сообщила об этом автору сценария. И дело даже не в том, что не был выплачен гонорар, главное – были нарушены авторские права. Нуреева высказала серьёзные претензии продюсеру Е.В. Борисовой, с которой общалась на начальном этапе реализации проекта. Борисова представлена в письме как продюсер с весьма сомнительной репутацией, которая снимает фильм за фильмом, большинство из которых в прокат не выходят. В письме прозвучали опасения, что значительная часть государственных средств идёт в карман «горе-продюсеров» и лишь малая часть – на создание кино, которое до зрителя и не доходит. Мы обещали предоставить слово всем заинтересованным лицам. И вот – письмо, которое поступило в редакцию. Публикуем его в первозданном виде.
Удивительный текст. Во-первых, в официальном письме, направленном в газету для публикации, уж очень много орфографических ошибок, не говоря уже о стилистических. Поразительно, что авторы ошибаются не только в фамилии сценаристки (она Нуреева, а не Нуриева), но и путаются в названии собственного ООО.
Сразу возник вопрос, что это за «КИНОКОМПАНИЯ ВЕГА», которой государство доверяет десятки миллионов рублей для съёмок кино? Оказалось, что она была учреждена в апреле 2019 года (похоже, именно под «Грех»). То есть репутации у компании пока нет. Может быть, её руководители – выдающиеся опытные профессионалы? Нет, никто из подписантов никак себя в кинематографе не проявил. Об Архипове кинематографисты, у которых я наводил справки, что-то слышали, он генеральный директор компании Inferno (в переводе – ад, преисподняя), здесь он почему-то исполнительный продюсер, а кто такой А. Бардин, не знает никто. Так что повисает вопрос: почему именно им доверено кинопроизводство? Логично предположить, что за этой фирмой-однодевкой и прочим «адом» стоит кто-то, кто не хочет светиться.
О профессиональной некомпетентности или – что ещё хуже – непорядочности подписантов говорят их сетования на то, что «контакт с Наргиз» был потерян, «телефоны заблокированы». Наргиз утверждает, что это ложь, от продюсеров никаких звонков, СМС, писем по электронной почте или Ватсапу не поступало. А вот сразу после опубликования в «ЛГ» заявления Наргиз о расторжении договора они всполошились и контакт моментально «нашли».
Подписанты обвиняют Наргиз в «домыслах, злословии и спекуляциях». Однако не привели ни одного подтверждающего факта, ни одного свидетельства, они ссылаются на договор, который был подписан якобы летом, но сценаристка утверждает, что совсем не летом, а 19 апреля 2019 года, и, что важно, в его текст по её настоятельной просьбе был внесён пункт, в соответствии с которым все изменения в сценарии должны согласовываться с автором. Из сценария же без всяких согласований продюсер Борисова, несмотря на протесты режиссёра Владимира Фатьянова, вычеркнула (и соответственно они не были сняты) большие и важные сцены. То есть мало того, что автору не заплатили гонорар и не сообщили о том, что фильм по её сценарию уже снимается, но и изуродовали его. В целях экономии? Чем меньше государственных денег потратишь, тем больше можно будет положить в карман?
Теперь о «домыслах и злословии» подписантов относительно режиссёра фильма, известного кинематографиста Владимира Фатьянова. Многие из его фильмов и сериалов (например, «Последний бой майора Пугачёва») не раз с успехом демонстрировались на главных каналах России. Так вот: никакого конфликта группы с режиссёром не было. Это подтверждают все, с кем я смог поговорить о том, что происходило на съёмках. Они имеют, в отличие от подписантов, имя в кинематографе: это ключевые фигуры на площадке – оператор Игорь Крачковский, художник-постановщик Анна Казакова и второй режиссёр Анжелика Жданова (назвавшаяся вторым режиссёром Т. Максютова на съёмках не присутствовала, так как находилась в это время в Минске). Они ни о каких докладных не слышали и тем более их не подписывали. Да, у режиссёра конфликты были, но не со съёмочной группой, а с Борисовой, ввиду её постоянного вмешательства в творческий процесс и элементарного хамства. «Экономия» Борисовой, как рассказывал Фатьянов, доходила до того, что она отказывалась вызывать на съёмку массовку и эпизодников. Их играли члены съёмочной группы – мелькавшие из кадра в кадр одни и те же лица. А вот ещё вопиющий случай «экономии». Для съёмки сцены купания героини в море 11 ноября (практически зима!) продюсеры отказались вызывать дублёра, и актриса сама ныряла в ледяную воду. Архипов с Борисовой даже не вызвали скорую помощь, которая обязана быть на площадке во время съёмок сцен, связанных с риском для жизни. И свидетельство какой-то инфернальной ненависти к фильму и его основной мысли: из текста героини, видимо, что-то предчувствуя, Борисова беспощадно вычеркнула ключевую фразу: «Кара небесная обязательно настигнет всех убийц и насильников, всех, кто крадёт и врёт».
Елена Борисова со съёмочной группой фильма «Грех»
Как только вышла статья в «ЛГ», подписанты стали атаковать Наргиз письмами с требованием сообщить банковские реквизиты. Но если бы она это сделала, то «горе-продюсеры» вышли бы сухими из воды – Нуреева отказалась. Тогда в социальных сетях её стали шельмовать, оскорблять, были и угрозы. Наргиз пришлось переехать в другой город, но она твёрдо стоит на своём: «20 ноября 2020 года в связи с нарушением авторского права я послала в «Кинокомпанию Вега» Уведомление об одностороннем и безапелляционном расторжении авторского договора. И поскольку я расторгла договор до того, как компания предложила мне оплату гонорара, то расторжение состоялось. Копию Уведомления я отправила главе Департамента кинематографии Максимченко С.Б. и министру культуры РФ Любимовой О.Б. И я не собираюсь идти на попятную, ибо фильм снят по сценарию, право на который ООО «Кинокомпания Вега» не выкупила. Я не собираюсь отдавать свой сценарий лживым людям и не намерена дальше обслуживать их корыстные цели. Достаточно познакомиться с фильмографией Борисовой, чтобы понять, что фильмы данного продюсера снимались лишь для галочки – для списания государственных денег».
Так кто же эта инфернальная женщина, чья фамилия самыми большими буквами написана на традиционно разбиваемой в начале съёмок кинотарелке (см. фото), которая грозилась уволить любого, кто смеет ей перечить (есть подтверждающая это аудиозапись), но оказавшаяся, по уверениям подписантов, «в этой истории не при чём»?
Член экспертного совета при Минкульте, продюсер Елена Васильевна Борисова в советское время начинала на «Мосфильме», доросла до директора, кинообразования не имеет, однако сняла (в том числе в качестве режиссёра и сценариста!) более 30 (!) фильмов, из которых большинство до проката не дошло, а те немногие, что дошли, с треском провалились. Поскольку в последние годы Борисову всё чаще стали обвинять в том, что ей важен не фильм, не его успех, а деньги, которые можно «сэкономить» на кинопроизводстве, она ушла в тень, продолжая свой кинобизнес через подставных лиц.
Вот такая вырисовывается картина после анализа письма от ООО «Кинокомпания Вега» и тех свидетельств, которые удалось получить от участников конфликта. Кстати, я просил дополнительных разъяснений у авторов письма по поводу их кинокомпании, её взаимоотношений с Е.В. Борисовой, а также текста договора с Наргиз, но ответа не получил. Так же как не получил ответ на вопрос: «Кто несёт ответственность за нецелевое расходование государственных средств в кинематографе?»
Полагаю, что конфликт могут разрешить либо ответственные работники Министерства культуры, либо правоохранительные органы.