Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 декабря 2021 г.
  4. № 48 (6811) (01.12.2021)
Искусство Культура

Нас было двое

Через 38 лет после Александра Алова упокоился его соратник Владимир Наумов

01 декабря 2021
Кинорежиссёры Александр Алов (слева) и Владимир Наумов

Имени Наумова в киносвятцах нет без Александра Алова, с которым вместе они делали свои лучшие фильмы, став двуединым режиссёром со спаренной фамилией. Дуэт был единственным, оставшимся от множества рождённых в оттепель.

 

Сталинское малокартинье привело в упадок инфраструктуру кино, сократив техперсонал и не наращивая с довоенных времён площади павильонов, монтажных и тон-ателье. В момент аккордного роста отрасли первыми нашлись людские резервы – особенно творческие, на которых просто не хватало камер, звукозаписи, монтажёров и проявителей. В итоге вгиковских выпускников запрягали на первые постановки в пары – так родились тандемы Таланкин–Данелия («Серёжа»), Митта–Салтыков («Друг мой, Колька!»), Сегель–Кулиджанов («Дом, в котором я живу»), Довлатян–Мирский («Утренние поезда»), Венгеров–Швейцер («Кортик»), Хуциев–Миронер («Весна на Заречной улице»). Все они с ростом отрасли распались, и только пара Алов–Наумов оказалась неразрывной: Алов был хорош в предсъёмочной выдумке и организации, но после фронтовой контузии часто засыпал на площадке, и съёмкам требовался умелый и бодрствующий командир. Вместе они сделали «Павла Корчагина», «Мир входящему», «Скверный анекдот», «Бег», «Тегеран-43» и «Легенду о Тиле».

Штатным режиссёрам студии Довженко и певцам авантюрных похождений комсомола («Ветер», «Тревожная молодость») сам бог велел восславить украинского революционного святого Павла Корчагина – рождённого в Шепетовке, воевавшего в Киеве и Умани и опровергающего новейшие басни об импорте революции. Роман-житие пришлось активно сокращать под экранный лимит, и «Корчагин» вышел чрезмерно лаконичным – восполняя пробелы, 15 лет спустя они напишут сценарий уже шестисерийной эпопеи «Как закалялась сталь», более детально остановившись на перипетиях закалки стали. Новые времена требовали замирения гражданской распри – и красный эпос писался ими сразу после белого: булгаковского «Бега» (заодно в те же годы Наумов с коллегами-режиссёрами Хуциевым и Воиновым сыграли компанию белых офицеров в «Гори, гори, моя звезда» Александра Митты – то был редкий случай, когда на площадке собрались сразу три Наумовича: Воинов, Наумов и сам Митта).

Устав от гражданских смут, сопостановщики углубились в Средние века – сделав эпос о Тиле Уленшпигеле, где среди прочего нашлась роль и для новой наумовской супруги Наталии Белохвостиковой (с «Легенды о Тиле» она играла во всех его картинах). Интерес к Тилю (параллельно в «Ленкоме» шла одноимённая рок-опера Марка Захарова) знаменовал выход Советской России на общекультурные мировые темы, особенно заметный в 70-х. Страна открывалась, поощряла копродукции, мягко восстанавливала оборванные красным полувеком связи с Европой – и великим продюсерским актом в этой игре стал международный шлягер «Тегеран-43». Иранская революция сразу после энергетического кризиса сделала Тегеран точкой всеевропейского интереса – и история несостоявшегося покушения на Большую тройку оказалась крайне коммерчески перспективной: так в проекте появились Ален Делон, Курд Юргенс и баллада Азнавура «Вечная любовь», играемая с тех пор во всех российских загсах аккомпанементом к бракосочетаниям. А уж закидывание Делоном руки на спинку сиденья Белохвостиковой в такси стала вечным игривым памятником франко-советской дружбе.

Алов умер на съёмках «Берега», дальнейшие исторические анекдоты – «Выбор», «Закон», «Десять лет без права переписки» – Наумов снимал уже один. Кино больших тем, которым оба занимались, на переходный период от одного государства к другому временно прекратилось, а к моменту реставрации Владимир Наумович пребывал уже в слишком преклонных годах.

Пережив друга и соавтора на тридцать лет и три года, он завершил свой путь и теперь восстановит былой дуэт уже в иных мирах – навеки.

 

Тэги: Утрата Денис Горелов Владимир Наумов
Обсудить в группе Telegram

Денис Горелов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Созидающий

    23.04.2025
  • Утрата

    23.04.2025
  • Способ чувствовать мир

    23.04.2025
  • Прерванный полёт стрекозы

    23.04.2025
  • Утрата

    16.04.2025
  • Ну очень большой. Был…

    79 голосов
  • Народный поэт России

    78 голосов
  • Наследство Градского

    67 голосов
  • Сергей Юрский: «Надо опомниться!»

    60 голосов
  • Строптивый Наум

    56 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS